Проблемы и перспективы использования информационных технологий в обучении студент колледжа - студент вуза
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)
Рассматриваются проблемы внедрения информационных технологий в повседневный процесс получения образования студентами.
Развитие общества на современном этапе характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями, основанными на широком использовании новых информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности.
Все дидактические и методические возможности новых информационных технологий бесспорны. Они наполняют деятельность преподавателя принципиально новым содержанием - позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, упростить и автоматизировать многочисленные рутинные контрольно-оценочные операции, неизбежно связанные с деятельностью любого педагога. Вследствие этого высвобождается время для собственно творческой педагогической деятельности, индивидуальной работы с учащимися, повышения профессиональной квалификации[1].
Современный мир, все убыстряющийся ритм современной жизни, наличие высокой степени конкуренции на рынке труда приводит, к тому, что без информационных технологий существование многих профессий практически невозможно. Надо четко понимать, что без знаний и умений в данной области молодой специалист – выпускник любого учебного заведения (будь то вуз или ссуз) не может быть конкурентоспособным на рынке труда.
Все сказанное выше является неоспоримым преимуществом, которое предоставляют информационные технологии для работающего преподавателя. Но в современном процессе обучения с применением информационных технологий появляется очень большое количество проблем, которые сводят на нет все преимущества использования информационных технологий в процессе обучения. Рассмотрим некоторые из них.
Первый комплекс проблем связан с материально-технической базой многих учебных заведений. Отставание в этой области приводит к снижению востребованности учебного заведения в целом. На данный момент проблема обеспечения учебного процесса вычислительной техникой решается в вузах и ссузах вполне успешно. Однако наличие кабинетов и лабораторий, оснащенных достаточно новой техникой, не приводит к ускорению внедрения информационных технологий, а уж тем более к улучшению качества учебного процесса, так как отсутствуют квалифицированные кадры, которые могут использовать информационные технологии с максимальной отдачей. Отсюда второй комплекс проблем - кадровый. Это как экономические факторы, влияющие на зарплату преподавателя, так и то, что преподаватели имеют лишь инженерное образование (без педагогического).
Ну и наконец, третий комплекс проблем, самый интересный, появившийся в последнее время. Допустим, решены некоторые вопросы. Оснащение учебного заведения на уровне, или проведена модернизация имеющейся техники. Набраны высококвалифицированные специалисты. Тестирование проводится с использованием информационных технологий, все документы оформляются при помощи компьютера, внедряется дистанционное обучение через Интернет. Используются электронные учебные пособия и компьютерная наглядность (презентации и учебные фильмы).
Все должно быть вроде бы отлично, но в реальности - наоборот. Снижается реальный, а не формальный уровень знаний, падает интерес к образовательному процессу. По мнению автора, данное противоречие возникает:
· при дистанционном обучении - из-за отсутствия личного общения с преподавателем;
· при очном обучении - из-за уменьшения времени реального общения студента и преподавателя, вследствие загруженности последнего бумажной работой;
Таким образом, с использованием новых информационных технологий возникает некоторая коллизия: с одной стороны, неоспоримая польза от внедрения информационных технологий, а с другой - снижение личного общения преподавателя и студента, которое происходит по ряду различных причин и приводит к снижению уровня обученности и снижению познавательного интереса студентов. Данная коллизия сводит на нет все преимущества внедрения информационных технологий в образовательный процесс. А комплексное совмещение и достижение равновесия между использованием информационных технологий и личным общением преподавателя и студента в процессе получения образования пока достигается не всегда и не везде.
- 1. Новые информационные технологии как фактор повышения квалификации преподавателей колледжа диссертация к. п.н. Богдан Галина Юрьевна Челябинск 2003 2. Кузнецов Е. М. Проблемы внедрения информационных технологий в деятельность образовательного учреждения Продуктивное образование: проблемы и перспективы // Сборник статей – Самара: изд-во ЦПО, 2008. – с. 12-16.
- Кузнецов Е. М. Проблемы внедрения информационных технологий в деятельность образовательного учреждения Продуктивное образование: проблемы и перспективы // Сборник статей – Самара: изд-во ЦПО, 2008. – с. 12-16.
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | СПО ВПО студент адаптация |
|