Оценка результативности системы качества КГБОУ СПО "Алтайский промышленно-экономический колледж"

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


КГБОУ СПО "Алтайский промышленно-экономический колледж"

 

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из главных задач российской образовательной политики является обеспечение высокого качества образования. Мировая практика показывает, что реализация подобной задачи обычно гарантируется наличием в организации системы менеджмента качества (СМК).

СМК в образовательном учреждении это прежде всего система управления и оценки качества образовательного процесса. Если в стандартах профессионального образования нового поколения заложена идея о сертификации квалификации по осваиваемым студентами видам профессиональной деятельности, то и само образовательное учреждение должно бы иметь сертификат, подтверждающий качество реализации основного бизнес-процесса – процесса оказания образовательной услуги.

        Наибольшее распространение в настоящее время в мире в целом и в России в том числе получили международные стандарты серии ISO9000, российская версия действующего с 1 января 2013 года стандарта ГОСТ ISO9001: 2011 «Системы менеджмента качества. Требования» (приказ Росстандарта № 1575-ст от 22.12.2011). Философия стандарта – это так называемая философия всеобщего управления качеством (ТQМ).

В КГБОУ СПО «АПЭК» в 2006 году была разработана, внедрена и защищена на соответствие стандарту ГОСТ Р ISO9001:2001 в органе сертификации города Новосибирска Система менеджмента качества, которая продолжает действовать и в настоящее время. В ноябре 2012 года колледж в третий раз подтвердил свою состоятельность и получил новый сертификат на следующие три года. Решение сертифицироваться в очередной раз далось не очень легко в связи с недостаточным финансированием ОУ, но тем не менее сертификация – это внешняя оценка, и именно такая оценка является более объективной.

СМК позволяет вести постоянный мониторинг основных процессов образовательного учреждения, видеть их недостатки и находить пути повышения результативности.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют надежные, отработанные методики количественной и качественной оценки эффективности функционирования СМК в образовательных организациях, каждая организация решает эту проблему по-своему.

Под оценкой результативности СМК мы понимаем представление о степени выполнения положений СМК и степени реализации документов по планированию и осуществлению процессов жизненного цикла продукции (в нашем случае – образовательной услуги).

Результативность СМК мы рассматриваем как:

  • степень реализации запланированной деятельности;
  • степень достижения запланированных результатов.

Анализ степени реализации запланированной деятельности проводится на основе степени достижения установленных выходов процессов и степени выполнения требований ГОСТ ИСО 9001: 2011, а также характеристик процессов.

Анализ степени достижения запланированных результатов проводится на основе степени достижения целей в области качества на различных уровнях управления колледжа.

Анализ данных дает информацию:

  • об удовлетворенности потребителей;
  • о соответствии образовательной услуги требованиям;
  • о характеристиках и тенденциях процессов.

Оценка результативности СМК должна проводиться не реже одного раза в год в одно и то же время, для получения объективных данных для анализа.

Важным моментом при разработке и внедрении СМК является выбор процессов мониторинга. Здесь нужно, с одной стороны, отсечь все лишнее, что не оказывает прямого влияние на качество образовательной услуги, и с другой - не упустить все важное, что напрямую это качество и обеспечивает. В противном случае можно затратить колоссальные временные, человеческие, финансовые ресурсы и не получить никакого результата. В случае СМК не работает правило, гласящее, что отрицательный результат – это тоже результат. В данном случае отрицательный результат – это свидетельство не построенной системы менеджмента качества.

Есть разные подходы к проведению самооценки деятельности образовательного учреждения. Так или иначе, такую самооценку любое из ОУ делает накануне предстоящей аккредитационной процедуры. Если в ОУ разработана и действует Система менеджмента качества СМК, то, как правило, работает группа аудиторов, которая как минимум раз в год обязательно проверяет результативность всех процессов, влияющих на эффективность основного бизнес-процесса. Итоги аудитов доводятся до владельцев процессов и до директора ОУ.

        В КГБОУ СПО «АПЭК» такая схема работала до начала текущего учебного года. Надо сказать, достаточно результативно. Но несмотря на это в новых условиях работы колледж ищет инновационные подходы к оценке результативности своей деятельности. С этого учебного года мы опробуем новую методику, которая должна  сэкономить как человеческие, так и временные ресурсы. Это связано и с выполнением требований приказа Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края №2882 от 23 июля 2012 года «О мероприятиях по повышению эффективности учредительного и внутриучрежденческого контроля». Мероприятия, проводимые в рамках внутриучрежденческого контроля, могут быть включены в систему оценки результативности процессов, что позволит исключить дублирование мониторинга процессов.

В колледже сформирована команда аудиторов, которые прошли обучение в Академии стандартизации, метрологии и сертификации в г. Новосибирске, ГОУ ДПО АСМС в Москве как кандидаты в эксперты по сертификации СМК. Мы  приняли участие в апробации типовой модели СМК ОУ в рамках Федерального проекта (данный проект финансировало Министерство образования). В рамках этого проекта мы прошли обучение в Санкт-Петербурге в ГОУ «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования» по программе «Управление качеством профессионального образования. Внедрение и апробация типовой модели системы качества». По итогам участия в этом проекте в колледже в течение нескольких лет ежегодно начиная с 2007 года проводилась самооценка деятельности по критериям Европейского фонда управления качеством (EFQM). По результатом такой работы за 2009 год мы приняли участие во Всероссийском конкурсе «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» 2010 года. Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (№ 2480 от 06.10.2010) наш колледж (в то время еще ФГОУ СПО Алтайский промышленно-экономический колледж») занял 4 место по России.

        Образовательным учреждениям в постоянно изменяющихся условиях рыночной экономики приходится быстро на них реагировать. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» меняет и правовой статус, переводя образовательные учреждения в образовательные организации. Постоянно видоизменяются и показатели эффективности деятельности образовательных учреждений, поэтому и мы постоянно ведем поиск новых методик оценки результативности процессов в профессиональном образовании.

Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Среднее профессиональное