Преподаватель как основной потенциал инновационного развития вуза

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Нилова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
Ивановский государственный университет
Деятельность преподавателей, которые ориентированы на непосредственное или опосредованное сотворчество и активное использование ИКТ, - основной потенциал инновационного развития вузов. Рассмотрим систему отношений, существенным элементом которой является вузовский преподаватель. Среди важных элементов этой системы представлены: очно-дистанционная методика организации учебных курсов, образовательное пространство вуза, выбор программного обеспечения, ассоциации (например, АП КИТ), Министерство образования и науки РФ, государство, открытое международное образовательное пространство.
Преподаватель как основной потенциал инновационного развития вуза

 

Инновационное развитие любого образовательного учреждения и организации зависит от внутренних и внешних условий, которые предполагают постоянную обратную связь между субъектами  изменений. «Информационно-образовательное пространство - это пространство отношений всех субъектов образования и процесс отношений, возникающий в результате образовательной деятельности между субъектами» [6]. Деятельность преподавателей, которые ориентированы на непосредственное или опосредованное сотворчество и активное использование ИКТ, является основным потенциалом инновационного развития вузов. Рассмотрим систему отношений, существенным элементом которой является вузовский преподаватель.

  1. Преподаватель и очно-дистанционная методика организации учебных курсов в университете. Качество образовательного процесса во многом зависит от использования дистанционных технологий. Нормативный статус дистанционных технологий позволяет применять их в очном обучении, поэтому мы считаем важным развивать методику очно-дистанционного обучения. Впервые эта идея была представлена в марте 2004 года в дистанционной дискуссии "Образовательная коммуникация в цейтноте" на форуме http://ifets.ieee.org/russian/ [1]. За рубежом подобное явление часто называют blended learning (смешанное обучение). Многолетний опыт показал, что оптимально опираться на индивидуальные особенности преподавания, включая в методику очно-дистанционного обучения разные возможности ИКТ. Творческому и инициативному преподавателю достаточно включить в рабочую программу учебной дисциплины упоминание о дистанционных технологиях и утвердить ее на заседании кафедры. По закону право выбора методов и средств, не противоречащих стандарту, принадлежит преподавателю, который имеет право часть очных занятий организовывать дистанционно и строить эффективное дистанционное взаимодействие со студентами [3].

  1. Преподаватель и образовательное пространство вуза. Образовательное пространство вуза - это открытая нелинейная система, способная развиваться только в сочетании управления и разных видов самоуправления, которое включает технологии сотворчества, партнерства, самоорганизации, самоуправления, стратегического управления, внешнего и внутреннего контроля, стимулирования, эвалюации и др. Ученый совет, ректорат, отдельно ректор с определенным комплексом полномочий, трудовой коллектив, кафедра или обособленное структурное подразделение как коллективный субъект отношений влияют на качество взаимообусловленного развития. Преподаватель может выступать как оппонент к деятельности ректората, важно фиксировать противоречия, а не доводить их до конфликта. Порой авторитарная система управления вузом (при пассивной роли ученого совета) не принимает критику в свой адрес. Одним из показателей качества управления является сайт вуза. На нем должна быть размещена стратегическая программа развития образовательного учреждения, включающая подпрограмму информационной среды вуза (или открытого образовательного пространства), и последующая информация по ее реализации. Сайт должен представлять не только образовательные, но и финансовые документы [4], которые позволяет получить всестороннюю информацию о работе вуза, в том числе о заработной плате по конкретным категориям профессорско-преподавательского состава и ректората.

3. Преподаватель и программное обеспечение. Выбор программного обеспечения (Windows или Linux?) и конкретная позиция преподавателей с учетом особенностей вуза и федеральных нормативных документов [2, 5]. Выбор в пользу одной операционной системы не обеспечит эффективный инновационный потенциал. Работа с открытом кодом - необходимое условие перспективной подготовки выпускников ИТ-направлений.

  1. Преподаватель и ассоциации (например, АП КИТ). Это пространство взаимообусловленного развития образования и бизнеса, путь возможного продвижения продуктов бизнеса и их совместное создание. Рассмотрим два аспекта, где важна роль конкретного преподавателя. В качестве идеи сотрудничества с АП КИТ можно проанализировать вопрос организации бесплатных дистанционных курсов для вузов (2/4 кредита, 72/144 ч.), которые могли бы быть интегрированы в учебный процесс. Если этого не произойдет в ближайшие годы, дистанционное пространство высшей школы займут бесплатные проекты зарубежных вузов. Подобное направление для АП КИТ является частью эффективного маркетинга будущего устойчивого развития. Другим важным условием сотрудничества является учет требований к научно-исследовательской деятельности вузов. Например, сборники конференций АП КИТ должны быть представлены в РИНЦ. Перспективно, если они будут присутствовать и в зарубежных научных базах.

  1. Преподаватель и Министерство образования и науки РФ. Статистика средней заработной платы по государственным вузам приоткрыла некоторую реальность. В целях полноценного запуска механизмов открытости должен осуществляться мониторинг по отдельным категориям профессорско-преподавательского состава и ректората, включая открытые критерии и показатели эффективности их деятельности. Подобный информационный ресурс сам по себе становится потенциалом модернизации, а основная идея менеджмента: «Делается то, что вознаграждается!» - будет работать на инновационное развитие.

  2. Преподаватель и государство. Неоднозначность закона «Об Образовании в РФ», который начнет действовать с 1 сентября, если президент не учтет мнения общественности и несовершенство этого закона, обсуждается в разных аспектах. Новая составляющая закона «Информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций» (ст. 97) выделяется среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Так, понятие «мониторинг» встречается в 12 случаях и по отношению к разным субъектам, в том числе, и к содержанию рабочего времени преподавателя. Эффективность этого «систематического стандартизированного наблюдения» будет зависеть от того, что становится предметом мониторинга, как соответствующие базы данных будут представлены, как они будут влиять на инновационный потенциал конкретных вузов и преподавателей.

  1. Преподаватель и открытое международное образовательное пространство. С появлением дистанционных стартапов (например, Coursera) конкретный преподаватель с группой студентов может быть участником полноценного дистанционного курса по разным направлениям. Замечательная идея обучения миллионов студентов со всего мира, которая меняет метод традиционного преподавания. «В рейтинге 100 лучших сайтов 2012 года, составленном журналом Time, стартап Coursera победил в номинации «Лучший образовательный сайт года» (Википедия). Система открытых бесплатных дистанционных курсов зарубежных вузов должна быть проанализирована представителями высшей школы с учетом плюсов и возможных угроз собственного развития, особенно для региональных вузов.


 

 


 

Список использованных источников
  1. Анненков В. В. Образовательная коммуникация в цейтноте Educational Technology & Society 7(2) 2004 C.149-157.
  2. Информационое общество (2011-2020 годы) // Федеральная целевая программа. Распоряжение Правительства РФ №1815-р от 20. 10. 2010.
  3. Нилова С.В. Дистанционные технологии в образовательном процессе вуза //Образование и виртуальность-2007. Сборник научных трудов 11 Международной конференции Украинской ассоциации дистанционного образования. Харьков-Ялта УАДО, 2007, С. 292-298.
  4. Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обнов­ления информации об образовательном учреждении. Постанов­ление Правительства Российской Федерации от 18.04.2012 г. N 343.
  5. О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (2011-2015 годы) //Распоряжение Правительства РФ №2299-р от 17. 12. 2010.
  6. Пронина Л.А. Открытое информационно-образовательное пространство как компонент современного образования. Гаудеамус. Психолого-педагогический журнал. 2012. № 2 (20). С. 28-30.
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  Преподаватель вуза, университет, открытое образовательное пространство, ИКТ, программное обеспечение, инновационный потенциал, инновационное развитие, сотворчество