Методические особенности формирования познавательных логических учебных действий на уроках информатики
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)Познавательные логические учебные действия необходимы для формирования общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для информатики. К ним относятся сравнение, подведение под понятие, анализ и синтез и т.д. Рассмотрим сравнение с учетом специфики школьного курса информатики.
Сравнение – прием умственной деятельности, познавательное логическое действие, лежащее в основе суждений о сходстве или различии изучаемых объектов (1).
Познавательное логическое универсальное учебное действие «Сравнение»:
- Убедиться, что объекты сравнимы.
- Выявить наблюдения и свойства изучаемых объектов.
- Установить различные свойства.
- Установить общие свойства объектов – признаки.
- Выбрать основные признаки для сравнения.
- Сформулировать выводы.
Ученик может воспользоваться УУД только в том случае, когда он сам стол частью умственного опыта, его формированными умениями. Только в этом случае познавательные учебные действия станут инструментом, позволяющим ученику управлять своими знаниями при освоении информатики (1).
Например, на уроке «Векторная и растровая графика», можно использовать сравнительный подход. Пример отрывка конспекта урока:
"Проведем сравнение при изучении типов компьютерной графики. Существует два типа графических изображений на компьютере: растровое и векторное". В процессе урока заполняется таблица, в которой учащиеся дают ответы на вопросы:
- Как формируется изображение?
- Как изменяется в процессе масштабирования?
- Принцип окрашивания?
Подведение под понятие. Если содержание понятия раскрывается в его определении, то объем понятия - в классификации. Классификационные и систематизированные схемы имеют большое значение для понимания и запоминания учебной информации школьного курса информатики. Способы фиксации связей между объектами могут быть различными: рисунки, словесные формулировки, блок-схемы.
Анализ – прием умственной деятельности, познавательное логическое действие, лежащее в основе мыслительного расчленения изучаемых объектов.
Синтез – прием умственной деятельности, познавательное логическое действие, лежащее в основе мысленного соединения в единое целое частей или признаков изучаемых объектов, полученных в процессе анализа.
При обучении информатике анализ и синтез выступают в самых разнообразных формах и имеют специфику, связанную с содержанием учебной информации, подлежащей изучению. Например, познавательное логическое действие «Анализ формулировки текста задачи» имеет следующий состав:
- Прочитать формулировку задачи.
- Сформулировать задачу в терминах «если…, то…».
- Перевести выявленные составляющие задачи на символьный язык.
- При необходимости выполнить графическое представление в соответствии с условием.
- Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-пресс,1996.
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Основное общее |
|