Формирование профессиональных и личностных качеств будущего ИТ – специалиста в процессе обучения информатике на углублённом уровне в полной средней школе
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)
Формирование профессиональных и личностных качеств будущего ИТ – специалиста в процессе обучения информатике на углублённом уровне в полной средней школе
Семакин И.Г., Бежина (Мартынова) И.Н.
Пермский государственный национальный исследовательский университет
В ФГОС для полной средней школы целью изучения дисциплины на углубленном уровне провозглашена подготовка выпускников к получению высшего образования и к трудовой деятельности в соответствующей предметной области. Отсюда следует необходимость согласования требований уровня профильной подготовки в средней школе с программами соответствующих направлений ВПО и требованиями к специалистам профессионального сообщества. Применительно к информатике и ИТ последние изложены в документе под названием «Профессиональные стандарты АП КИТ» (ПС АП КИТ) [1]. В ПС представлены требования как к профессиональным, так и к личностным качествам специалистов ИТ-отрасли.
В 2010 году в статье [2], из сопоставления школьных ГОС для профильного уровня информатики и СП АП КИТ был получен ответ на вопрос: в какой мере углубленное изучение информатики в школе обеспечивает возможность трудоустройства выпускников на первом уровне квалификации для некоторых профессий ИТ-отрасли. Сделан вывод о том, что имеет место отставание практической подготовки от уровня теоретических знаний.
Не менее важным фактором предпрофессиональной подготовки является формирование и развитие личностных качеств, необходимых будущему ИТ-специалисту. Авторами произведен сравнительный анализ содержания ФГОС среднего (полного) общего образования в разделе «личностные и метапредметные результаты»; ФГОС ВПО для направлений, ориентированных на ИТ-отрасль в разделе «общекультурные компетенции» иПС АП КИТв описаниях личностных характеристик специалистов ИТ-отрасли. Выявлены характеристики личности: выпускника школы, выпускника вуза, специалиста в области информатики и ИТ, которые образуют инвариантное ядро личностных качеств, значимых с точки зрения профессиональной деятельности в ИТ-отрасли.
В работах [3], [4], [5] описана система личностно-ориентированных методик обучения, позволяющая наряду с достижением предметных результатов, провозглашенных в ФГОС, формировать указанные личностные качества.
Литература
1. Профессиональные стандарты в области информационных технологий – М.: АП КИТ, 2008.
2. Семакин И.Г., Мартынова И.Н. Содержание школьной информатики и профессиональные стандарты.// Информатика и образование. 2010. №7.
3. 3. Семакин И.Г., Мартынова И.Н. Личностные и метапредметные результаты обучения информатике на профильном уровне. // Информатика и образование. 2012. №2.
4.Семакин И.Г., Мартынова И.Н. Значение проектной методики в достижении личностных и метапредметных результатов обучения информатике на профильном уровне // Информатика и образование. 2012. №5.
5. Семакин И.Г., Мартынова И.Н. Личностно-ориентированные методики в преподавании информатики в полной средней школе на углубленном уровне // Информатика и образование. 2012. №8.
- Профессиональные стандарты в области информационных технологий – М.: АП КИТ, 2008.
- Семакин И.Г., Мартынова И.Н. Содержание школьной информатики и профессиональные стандарты.// Информатика и образование. 2010. №7. С.11-14
- Семакин И.Г., Мартынова И.Н. Личностные и метапредметные результаты обучения информатике на профильном уровне. // Информатика и образование. 2012. №2. С.34-39.
- Семакин И.Г., Мартынова И.Н. Зачение проектной методики в достижении личностных и метапредметных результатов обучения информатике на профильном уровне // Информатика и образование. 2012. №5. С.31-41.
- Семакин И.Г., Мартынова И.Н. Личностно-ориентированные методики в преподавании информатики в полной средней школе на углубленном уровне // Информатика и образование. 2012. №8. С.14-24
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
Ключевые слова | Школьная информатика, старшие классы, углубленный уровень, профессиональные стандарты, профессиональная подготовка, личностные качества |
|