Воспитание нравственности и формирование информационной культуры на уроках информатики и математики
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)Все мы знаем, что основа воспитания закладывается в семье. Но никто не будет отрицать тот факт, что не только родители, но и педагоги во многом определяют жизненную направленность каждого ребенка. Воспитательная составляющая на многих школьных уроках направлена в сторону образовательной педагогики. Громадный объем передаваемых детям знаний служит, прежде всего, развитию у них чисто технических навыков. Однако без нравственного фундамента это нагромождение знаний несовершенно и таит в себе много проблем. Тем более что за пределами школы СМИ и реклама навязывают ученику такие идеалы, что нравственными их назвать трудно, а иногда и невозможно. С сожалением приходится констатировать, что утрачены критерии нравственности, духовности и все это проявляется в симптомах снижения этической планки в сознании и поведении детей.
Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Поэтому одной из важнейших задач современного образования заключается в том, чтобы формировать устойчивые мировоззренческие структуры, отличающие относительной инвариантностью и выступающие нормативными и культурно-ценностными критериями отбора и усвоения информации.
Большая ответственность возлагается на начальный курс информатики и других предметов, в аспекте решения задач воспитания — заложить основы навыков и умений к восприятию информации и её адекватной интерпретации, целенаправленно использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности, повседневной жизни, социальных коммуникациях. Применение информационных систем по различным предметам, главным образом электронных средств образовательного назначения, а также сетевых ресурсов, решает не только учебные задачи, но и задачи воспитания в аспекте формирования начал информационной культуры. Элементы проектной деятельности с использованием средств ИКТ во внеклассной и внеурочной деятельности служат становлению начал гражданственности и патриотизма, формируют коммуникативный потенциал личности учащегося.
Например: осваивая различные программы на уроках информатики, ученики создают собственные продукты - презентации, текстовые документы и т.д. Можно предложить ученикам темы из сборника Андрианова М.А."Философия для детей в сказках и рассказах", в которых предлагается не только юному читателю, но и взрослым, открыть для себя науку о человечности. При работе над своим продуктом, ученик попутно думает над сюжетом сказки или рассказа, поступками героев, придумывает новые ситуации, ставит себя на место героев, спрашивает себя: "Смог бы я так поступить?" и т.д. Таким образом, он не только отрабатывает технические навыки, но и растет духовно, кроме работы с текстовым редактором, ученик поработал с текстом, пропустил его через свою душу и сделал для себя выводы.
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
|