Информационная компетентность как средство формирования функциональной грамотности учащихся
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)В современной школе компьютерные технологии и коммуникации нашли широкое применение как при проведении уроков, так и при самостоятельной внеклассной деятельности учащихся. Учащиеся все шире и свободнее используют средства компьютерной и мобильной коммуникации, в первую очередь при неформальном общении. Т.е. механизмы использования компьютерной техники большинству из них известны. Но при этом применение подобных алгоритмов для обучения вызывает затруднения. Учащимся не только сложно сориентироваться в информационной среде, но даже правильно оценить и применить доступные информационные инструменты и выбрать для себя необходимые в конкретной ситуации обучения. Подобные затруднения являются следствием того, что учащиеся привыкли ориентироваться на учителя, подсказанные алгоритмы и требования, а не на собственное понимание изучаемого материала или методов его изучения.
Доступность разнообразных источников информации приводит к изменению информационного поведения в сторону все большей его шаблонности. Шаблонность информационного поведения уменьшает возможности саморазвития. Кроме этого, в информационном пространстве произошел качественный переход от линейной к сетевой структуре знаний, что часто приводит к "фрагментации знаний", частичной потере их системности. Современный человек все меньше склонен к использованию цельных массивов знаний в виде учебников, научных трудов и т.д. И учащийся составляет свои знания из отдельных небольших фрагментов. Это реальность, и современные методики обучения должны работать в подобной информационной среде и, более того, готовить к возможности перехода в будущем к новым ее изменениям, о которых еще никто не знает. Задача школы и учителя - помочь как в выборе инструментов, так и выборе стратегии взаимодействия с информацией. Учитель призван помочь в преобразовании получаемой из различных источников информации в систематические знания. В этом случае особое значение может приобретать вовлечение учащихся в сообщества людей, объединеных общими интересами в областях, относящимя к изучаемым предметам.
Научить умению формировать среду обучения, умело использовать доступные информационные средства, действовать сначала в соответствии с образцами, а потом и самостоятельно - вот те базовые задачи учителя по формированию ценностей и установок в области информационной деятельности.
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
(поправьте орфографические ошибки)