Применение метода моделирования на уроках литературы

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Мирзоев Махмашариф Сайфович, кандидат педагогических наук, доцент
Московский педагогический государственный универсистет
В работе рассматривается применение метода моделирования на уроках литературы. Через моделирование реализуется метапредметный аспект школьного курса информатики в изучении литературы.

В условиях реализации ФГОС в общеобразовательных школах помимо алгоритмических, технологических и естественнонаучных аспектов курса информатики особую актуальность приобретает ее метапредметный аспект. Наиболее успешно реализация межпредметных связей происходит на уроках информатики. Важное место в освоении каждого учебного предмета занимает формирование и развитие УУД, поскольку они являются ключом к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.

В школьном курсе информатики методам моделирования и формализации уделяется серьезное внимание. Представление и реализация содержания школьного  курса информатики с позиции  методологии информационного моделирования и информационного подхода обеспечивает реализацию метапредметного аспекта данного курса и требований ФГОС в подготовке учащихся.

Действительно, степень проникновения новейших информационных, цифровых, сетевых технологий в гуманитарную сферу напрямую связана с методами и средствами моделирования. Через моделирование происходит понимание, исследование и научное познание реального мира.

В данной работе рассматривается применение метода моделирования в   школьном курсе литературы в 5 классе.

Одним из видов знакового моделирования является моделирование вербальное. Это представление информационной модели средствами естественного разговорного языка. Другими словами, мысленная модель, выраженная в разговорной форме, называется вербальной. Примерами являются литературные произведения, литературный жанр, как басня или притча, имеющие непосредственные отношение к понятию модели.   Особенности этих жанров состоят в переносе реальных отношений между людьми на отношения между животными, на отношения между предметами, которые обладают человеческими качествами и пр.

Таким образом, любое литературное произведение можно рассматривать как вербальную знаковую модель и представить разными   способами. Но можно и сам художественный текст принять за объект-оригинал и создать его модель.

В качестве примера попробуем представить известнейшую басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица» в виде модели. При этом в начале урока сам текст басни выводится на экран.

Учитель совместно с учащимся разложит басню на составляющие ее части сюжета по действиям героев и событий, происходящим с ними: 
1.     у вороны появился кусочек сыра;
2.     ворона хочет позавтракать, взгромоздясь на ель;
3.     ворона задумалась с сыром во рту;
4.     мимо пробегает лиса;
5.     лиса остановилась;
6.     лиса увидела сыр;
7.     лиса пленилась сыром;
8.     лиса подходит к дереву;
9.     лиса вертит хвостом;
10.   лиса внимательно смотрит на ворону;
11.   лиса говорит комплименты, восхищается «талантами» вороны, просит ворону спеть;
12.   у вороны вскружилась голова ;
13.   у вороны перехватило дыханье; 
14.   ворона каркнула;
15.   сыр выпал;
16.   лиса завладела сыром.
Теперь можно разделить данные составляющие на группы по принадлежности к композиционному строю басни:
а) 1-3 – завязка произведения, 
б) 14-15 – кульминация, 
в) 16 – развязка. 
Вербальная модель басни: 
алг.
нач.
     лиса, ворона, сыр;
     ворона:=сыр;  
           {мимо пробегает лиса, просит спеть}
если  ворона каркает,
толиса:=сыр;
кон.
Графическая модель - блок-схемы:

графическая модель басни

 
      

Как мы видим, с помощью метода моделирования литературное произведение можно разложить на составляющие его сюжетные части, определить условно более значимые и менее значимые для композиции моменты, составить модель произведения в удобной форме для формирования ключевых компетенций метапредметного аспекта. Важно отметить, что метод моделирования позволяет рассмотреть одно и тоже литературное произведение в различных его аспектах.

Таким образом, в результате применения метода моделирования в изучении литературного произведения, учащиеся приобретают интегративные знания, умения, позволяющие им самостоятельно представить в виде математической модели другие литературные произведения и реализовать их с помощью компьютера.


 

Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Основное общее
Ключевые слова  моделирование, метапредметность, УУД, информатика, литература, 5 класс
Презентация доклада  Загрузить