Применение метода моделирования на уроках литературы
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)В условиях реализации ФГОС в общеобразовательных школах помимо алгоритмических, технологических и естественнонаучных аспектов курса информатики особую актуальность приобретает ее метапредметный аспект. Наиболее успешно реализация межпредметных связей происходит на уроках информатики. Важное место в освоении каждого учебного предмета занимает формирование и развитие УУД, поскольку они являются ключом к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.
В школьном курсе информатики методам моделирования и формализации уделяется серьезное внимание. Представление и реализация содержания школьного курса информатики с позиции методологии информационного моделирования и информационного подхода обеспечивает реализацию метапредметного аспекта данного курса и требований ФГОС в подготовке учащихся.
Действительно, степень проникновения новейших информационных, цифровых, сетевых технологий в гуманитарную сферу напрямую связана с методами и средствами моделирования. Через моделирование происходит понимание, исследование и научное познание реального мира.
В данной работе рассматривается применение метода моделирования в школьном курсе литературы в 5 классе.
Одним из видов знакового моделирования является моделирование вербальное. Это представление информационной модели средствами естественного разговорного языка. Другими словами, мысленная модель, выраженная в разговорной форме, называется вербальной. Примерами являются литературные произведения, литературный жанр, как басня или притча, имеющие непосредственные отношение к понятию модели. Особенности этих жанров состоят в переносе реальных отношений между людьми на отношения между животными, на отношения между предметами, которые обладают человеческими качествами и пр.
Таким образом, любое литературное произведение можно рассматривать как вербальную знаковую модель и представить разными способами. Но можно и сам художественный текст принять за объект-оригинал и создать его модель.
В качестве примера попробуем представить известнейшую басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица» в виде модели. При этом в начале урока сам текст басни выводится на экран.
Учитель совместно с учащимся разложит басню на составляющие ее части сюжета по действиям героев и событий, происходящим с ними:
1. у вороны появился кусочек сыра;
2. ворона хочет позавтракать, взгромоздясь на ель;
3. ворона задумалась с сыром во рту;
4. мимо пробегает лиса;
5. лиса остановилась;
6. лиса увидела сыр;
7. лиса пленилась сыром;
8. лиса подходит к дереву;
9. лиса вертит хвостом;
10. лиса внимательно смотрит на ворону;
11. лиса говорит комплименты, восхищается «талантами» вороны, просит ворону спеть;
12. у вороны вскружилась голова ;
13. у вороны перехватило дыханье;
14. ворона каркнула;
15. сыр выпал;
16. лиса завладела сыром.
Теперь можно разделить данные составляющие на группы по принадлежности к композиционному строю басни:
а) 1-3 – завязка произведения,
б) 14-15 – кульминация,
в) 16 – развязка.
Вербальная модель басни:
алг.
нач.
лиса, ворона, сыр;
ворона:=сыр;
{мимо пробегает лиса, просит спеть}
если ворона каркает,
толиса:=сыр;
кон.
Графическая модель - блок-схемы:
Как мы видим, с помощью метода моделирования литературное произведение можно разложить на составляющие его сюжетные части, определить условно более значимые и менее значимые для композиции моменты, составить модель произведения в удобной форме для формирования ключевых компетенций метапредметного аспекта. Важно отметить, что метод моделирования позволяет рассмотреть одно и тоже литературное произведение в различных его аспектах.
Таким образом, в результате применения метода моделирования в изучении литературного произведения, учащиеся приобретают интегративные знания, умения, позволяющие им самостоятельно представить в виде математической модели другие литературные произведения и реализовать их с помощью компьютера.
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Основное общее |
Ключевые слова | моделирование, метапредметность, УУД, информатика, литература, 5 класс |
Презентация доклада | Загрузить |
|