Инварианты развития университета в быстро меняющемся мире



Автор: Нилова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
Ивановский государственный университет
В статье рассмотрены некоторые инварианты развития университета на основе ФЗ "Об Образовании в РФ", федеральных целевых программ, которые связаны с развитием информационно-компьютерных технологий. Автор утверждает, что основной путь взаимообусловленного развития -это сотворчество и социальное партнерство как внутри университета, так и за его пределами. В содержании представлены некоторые пути эффективной деятельности преподавателя на основе дистанционных образовательных технологий.

Взаимообусловленные изменения общества на глобальном, государственном или региональном уровне объясняют значимость и приоритет действий коллективных субъектов, социальных или сетевых партнеров в отличие от обособленного развития отдельной образовательной организации. Развитие всех зависит от способности согласовывать, совместно планировать, организовывать, осуществлять и анализировать совместную деятельность. Ключевыми феноменами действительности становится сотворчество (в англ. cоcreativity) [1] и «со-изобретения» (англ. Сo-invention) [5].

Перспективу и потенциал образовательных учреждений и организаций ВПО как открытых образовательных пространств можно рассматривать на примере некоторых мероприятий и проектов ФЦП «Развития образования на 2011-2014» [4], которые непосредственно связаны с информационными технологиями и могут быть эффективно реализованы через сотворчество разных участников как внутри вуза, так и на уровне социального партнерства. Среди них: 1) мониторинг публичной отчетности образовательных учреждений с применением информационно-коммуникационных технологий; 2) поддержка развития объединения образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов; 3) улучшение материально-технической базы сферы профессионального образования; 4) обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки качества образования на всех уровнях системы образования; 5) развитие системы качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов; 6) cоздание условий для развития государственной и общественной оценки дея­тельности образовательных учреждений, общественно­-профессиональной аккредитации образовательных программ; 7) развитие единой информационной системы сферы образования; 8) проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах РФ (сравнение эффективности вузов одного субъекта РФ); 9) разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации.

Положения федеральной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» (распоряжение Правительства РФ №1815-р от 20. 10. 2010.) и «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ № 2036-р от 1 ноября 2013 г.) должны быть учтены в стратегических программах развития вузов.

Инварианты информатизации системы образования представлены и в ФЗ «Об Образовании в РФ» [3], в котором общий электронный контекст образования используется в 30 случаях, термин электронное обучение - 11 раз, а электронный документ - 8 раз. Дважды или единично встречаются такие термины как электронные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, электронные учебные издания, электронные носители, электронные вычислительные машины, электронные информационные ресурсы, электронные информационно-образовательные среды, электронные библиотеки, электронная почта и электронная подпись. В федеральном законе дистанционные технологии, которое часто в практике относят к виду электронного обучения, используются исключительно как самостоятельное явление, рассматриваются как дистанционные образовательные технологии (ДОТ) 8 раз и сохраняют свое нормативное определение с 2003 года. Новое для закона сетевое взаимодействие, которое может быть разновидностью электронного обучения и дистанционных образовательных технологий встречается в законе 17 раз Этот термин используется как сетевая форма реализации образовательных программ несколькими организациями, включая международные, а без ДОТ подобная практика фактически невозможна.

Министерство образования и науки РФ способствуют развитию дистанционного обучения. Это иллюстрируют порталы «Единая среда доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения» (http://smartlearn.ru/) и «Система информационного обеспечения электронного обучения в вузах» (http://monitoring-el.ru/ ). Компетенция образовательной организации предполагает создание условий для развития дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. На наш взгляд, их эффективное использование во многом зависит от преподавателя, который имеет право выбрать те или иные методы, средства и технологии [2].

В современных условиях вузовский преподаватель, сотрудничая со студентами, может эффективно использовать ДОТ, в том числе, и технологию МООС (Massive Open Online Courses), которая позволяет развивать содержание учебной деятельности через стратегии изучения учебных курсов [6]. Вузовский преподаватель, опираясь на трудоемкость только свой учебной нагрузки, может реализовать модель межфакультетских дистанционных проектов и построить работу по учебным курсам на основе междисциплинарных связей. Так в 2013 году, используя открытый форум ИвГУ http://ivanovo.ac.ru/forum/viewforum.php?f=34&sid=40ede4a21794dc3dcd3640d235f9fead были осуществлены подобные проекты по пяти направлениям: 1. Открытое образовательное пространство: региональные, федеральные и международные уровни; 2. Стратегия развития университета: сайт и сравнительный анализ развития вузов; 3. Статус преподавателя: от школы до вуза; 4. Партнерство в образовании: от родителей учеников до представителей бизнеса; 5. Свободное программное обеспечение в образовании: от Linuх до облачных технологий. Проекты предполагали личную и социальную значимость деятельности, взаимообучение и самообразование.

Список использованных источников
  1. Нилова С.В. Сотворчество как форма образовательной компьютерно-опосредованной коммуникации в университете // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society), 2005, том 8, № 2 С. 289-297. http://ifets.ieee.org/russian/depository/v8_i2/html/7.html
  2. Нилова С.В. Преподаватель как основной потенциал инновационного развития вуза //Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Одиннадцатой открытой Всероссийской конференции (16 – 17 мая 2013 г). – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2013. С 104-107.
  3. Об Образовании в Российской Федерации ФЗ № 273, 29 декабря 2012 Сайт Министерства образования и науки. http://минобрнауки.рф/документы/2974
  4. Развития образования на 2011-2014 //Федеральная программа развития образования на 2011-2014. Официальны сайт программы. http://www.fcpro.ru
  5. Скрипкин К.Г. Эффективность ИТ и организационные изменения в современном российском вузе //Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013, том 16, №2, С. 573-586. http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i3/html/11.htm
  6. Global student //Ивановский университет, 2014, январь. C. 9. http://ivanovo.ac.ru/ru/about-ivsu/official-docs/viewcategory/95-gazeta-qivanovskij-universitetq
Тип выступления  Устное выступление
Ключевые слова  сотворчество, стратегия, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, закон