Формирование эффективных механизмов взаимодействия между государством, сферой труда и образовательными организациями на основе информационно-коммуникационных технологий
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[1] одним из основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития является развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.
Необходимым и требуемым условием реализации данного направления являются следующие системные преобразования в сфере образования:
- повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;
- формирование эффективных механизмов взаимодействия и прочных связей между государством, сферой труда, образовательными организациями и экономически активным населением;
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Формирование прочных связей между профессиональным образованием, профессиональным обучением и подготовкой, с одной стороны, и сферой труда с другой, повышает вероятность усвоения и приобретения «востребованных» навыков, соответствующих меняющимся потребностям рынка труда и предприятий в различных секторах и отраслях экономики, способствует формированию условий для профессиональной и личной самореализации различных категорий граждан и обеспечению кадрами рынка труда в соответствии с потребностью работодателей.
Кроме того, в последние годы происходит уверенное становление общероссийской системы оценки качества образования. Она призвана стать важнейшим институциональным компонентом системы образования Российской Федерации. Современная система оценки качества должна опираться не только и не столько на централизованные проверки и контроль, сколько на открытость, прозрачность всей системы образования и отдельных организаций. Сегодня система не преодолела информационную закрытость, непрозрачность для потребителя. Введение различных инструментов и процедур оценки качества на всех уровнях образования должно сопровождаться повышением информационной прозрачности деятельности системы образования и развитием механизмов обратной связи.[2]
Одним из механизмов интеграции рынка труда и сферы образования и повышения уровня информированности, открытости и коммуникативности профессионального и образовательного сообществ может стать создание интернет-сервис «ПрофИнтегратор».
Что такое «ПрофИнтегратор»? Инструмент, предназначенный для интеграции системы профессионального образования и сферы труда в целях развития человеческого потенциала, соответствующего инновационному социально-экономическому развитию субъекта РФ и обеспечивающий:
- индивидуальный трекинг для каждой категории пользователей: экономически активного населения, работодателей, образовательных организаций, служб занятости;
- обмен информацией между всеми категориями пользователей интернет-сервиса, включая рекрутинг;
- построение профессиональной и образовательной траектории экономически активного населения;
- создание системы навигаторов, отражающей рынок труда и сферу образования, включая:
- составление и публикацию рейтингов в соответствии с тематическими разделами, включая:
- рейтинг образовательных организаций по различным критериям;
- рейтинг образовательных организаций, прошедших общественную аккредитацию;
- рейтинг образовательных организаций по трудоустройству;
- рейтинг образовательных программ по различным профессиям (специальностям);
- рейтинг образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию;
- рейтинг работодателей по различным критериям;
- индекс кадровой доступности;
- интеграцию различных информационных ресурсов;
- создание Атласа профессий.
Целевая аудитория
- Региональные органы управления в сфере образования;
- Образовательные организации;
- Работодатели (объединения работодателей);
- Службы занятости;
- Экономически активное население.
Решаемые задачи
- Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
- Обеспечение профессиональной ориентации и информированности населения о профессиях (специальностях), востребованных на региональном рынке труда
- Обеспечение доступности и взаимодействия между основными участниками регионального рынка труда: экономически активным населением, работодателями, образовательными организациями и службами занятости;
- Стимулирование карьерного развития обучающихся и выпускников и других категорий экономически активного населения;
- Формирование условий для профессиональной и личной самореализации различных категорий граждан, на основе повышения уровня информированности, открытости и коммуникативности профессионального и образовательного сообществ;
- Развитие маркетинга образовательных услуг.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы.
Тип выступления | Устное выступление |
Ключевые слова | Cистемf оценки качества образования, работодатели, рынок труда, профессиональное образование, образовательная организация, профессиональная траектория, образовательная траектория, информационно-коммуникационные технологии, ПрофИнтегратор, Профнавигатор |
Презентация доклада | Загрузить |