Фундаментальная и прикладная компоненты в современном ИТ - образовании
Фундаментальная и прикладная компоненты в современном
ИТ - образовании.
В статье рассматриваются роли фундаментальной и прикладной компонент в процессе воспитания современного ИТ - специалиста, конкурентоспособного на рынке труда.
Современная ИТ – индустрия является одной из наиболее динамично развивающихся сфер человеческой деятельности. Рынок программных продуктов и рынок труда специалистов в ИТ – индустрии глобализованы. Это, с одной стороны, дает специалисту в ИТ широкие возможности для приложения своих умении и способностей, с другой стороны, ставит его в ситуацию острой конкуренции.
Конкурентособный специалист в сфере ИТ должен быть внутренне готов к постоянному самообразованию. Отметим, что в отношении фундаментальных знаний речь идет о накоплении и совершенствовании, а многие чисто прикладные знания и навыки могут полностью утратить ценность.
Рассмотрим, какие знания, умения и навыки в области математики необходимы современному ИТ – специалисту. В Федеральном государственном стандарте [1] содержится весьма расплывчатая фраза, характеризующая научно-исследовательскую деятельность выпускника бакалавриата: «математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований». О каких, собственно говоря, «стандартных пакетах» идет речь? Если, например, имеется в виду MatLab(вместе с многочисленными приложениями Toolbox), то для его осмысленного применения требуются математические знания, намного выходящие за границы вузовской программы. То же самое можно сказать о пакете Statisticaи о многих других пакетах.
В вузе мы можем дать лишь самые основы математических знаний. И — главное! — дать навык их совершенствования. Здесь, на наш взгляд, важнейшую роль играет практикум, предназначенный для осмысленного применения современных программных средств. В рамках данного практикума студенты получают задания, для выполнения которых требуются математически знания, выходящие за рамки курса математики. Например, одно из заданий практикума состоит в решении краевой задачи для обыкновенного дифференциального уравнения. Для выполнения задания студенту требуется изучить соответствующий теоретический материал, научиться применять его с помощью какого-либо программного продукта.
В результате выполнения заданий практикума у студента формируются не только знания, умения и навыки в области математики и ее применений, но и важные для профессионального становления навыки самостоятельного совершенствования знаний и умений.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (уровень бакалавриата). Режим доступа http://www.osu.ru/docs/fgos/proekt/bak_09.03.01.doc
Тип выступления | Устное выступление |
Ключевые слова | ИТ-образование, ИТ-индустрия, пакеты программ, практикум |