Московский государственный университет культуры и искусств
Информационная подготовка является обязательной составляющей образовательного процесса, направленной на формирование у студентов компетенций в области информатики, информационных и коммуникационных технологий, информационной деятельности и информационного взаимодействия. Согласно бакалаврским программам по направлениям «Бизнес-информатика», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика (в экономике)», разработанным в БГУ, содержание IT-подготовки представлено рядом дисциплин математического, естественнонаучного и профессионального циклов, базирующихся преимущественно на ЗУНах, полученных при изучении «Информатики», «Программирования» и «Баз данных». Таким образом, компетенции, формируемые в контексте базовой информационной подготовки, являются залогом успешного освоения содержания ИТ-образования и, как следствие, условием эффективной профессиональной деятельности. Однако, имеет место проблема дефицита учебного времени, отводимого на базовые информационные дисциплины, на фоне непрерывного роста научной информации. Поэтому требуется реализация оптимизационного подхода при проектировании их содержания с целью достижения качества ЗУНов за минимальное время.
Оптимизационный подход предполагает не только пересмотр содержания обучения, но и выбор оптимальных методик обучения. При этом проектирование содержания должно отвечать требованиям ФГОС ВПО, профессиональным стандартам в области ИТ и быть ориентировано на профессиональную деятельность выпускников вузов [2, 3 и др.].
Согласно рекомендациям, изложенным в работах Д.А. Власова, А.В. Синчукова [1], О.В. Смирновой [4], Т.Н. Устюжаниной [5], А.Е. Шухмана [6] и др., можно определить основные этапы комплектования содержания базовой информационной подготовки:
1. Определение целей и задач базовой информационной подготовки бакалавров на основе анализа требований ФГОС и профессиональных стандартов в области ИТ.
2. Проведение логико-методического анализа содержательных связей между дисциплинами: а) базовой информационной подготовки; б) базовой информационной подготовки и курсами специализации.
3. Оптимальный отбор объема учебного материала, его распределение по лекциям и практическим занятиям.
В соответствии с изложенными положениями преподавателями кафедры АИСиТ БГУ выполнено проектирование содержания дисциплин базовой информационной подготовки бакалавров. Подобный подход позволил систематизировать цели и содержание базовых информационных дисциплин, избежать избыточности и дублирования информации, ввести в содержание обучения сведения о социальной значимости и перспективах профессиональной деятельности выпускников вузов. Тем самым были созданы условия, способствующие повышению осознанности, самостоятельности, активности учебной деятельности бакалавров IT-профиля и, вследствие этого, формированию у них положительной направленности на профессиональную деятельность.