Условия формирования профессионально важных качеств бакалавров IT-профиля в учебном процессе вуза
Динамичный, инновационный характер информационной деятельности обусловливает требования к составу профессионально важных качеств ИТ-специалистов. В соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по информационным системам» у сотрудников с квалификацией «Бакалавр» по профилям подготовки 080700.62 «Бизнес-информатика», 230700.62 «Прикладная информатика», 230400.62 «Информационные системы и технологии» должны быть сформированы следующие черты:
- объективность восприятия (воспринимает ситуацию, исходя из наблюдаемых фактов, а не на основании личных оценок);
- гибкость мышления (меняет свои умозаключения и делает выводы с учетом новой информации);
- системность мышления (выделяет все факторы, влияющие на состояние исследуемого объекта; устанавливает причинно-следственные связи);
- нацеленность на результат (достигает цели в указанные сроки и в соответствии с требуемым качеством даже при наличии препятствий);
- обучаемость (усваивает и применяет в своей деятельности новую информацию, технологии, модели поведения; обладает внутренней самомотивацией на приобретение новых знаний, навыков, опыта);
- ответственность (при принятии решений оценивает возможные последствия; выполняет принятые на себя обязательства; если невозможно выполнить обещанное, предпринимает все возможное для минимизации ущерба);
- адаптивность (поддерживает высокую работоспособность в изменившихся условиях; ведет себя конструктивно в различных ситуациях);
- дисциплинированность (в профессиональной деятельности четко следует правилам и инструкциям, действует в рамках, установленных извне);
- стрессоустойчивость (выдерживает разовое, но усиленное во много раз по сравнению с обычным, воздействие внешних факторов; выдерживает высокие физические и моральные нагрузки в течение длительного времени).
Анализ научных публикаций показал, что с для формирования обозначенных выше личностных качеств бакалавров IT-профиля в учебном процессе вуза должны быть созданы условия:
а) учет требований к личности и профессиональной деятельности IT-специалиста на современном этапе развития общества и разработка на этой основе модели целей и содержания IT-подготовки в вузе;
б) выделение из содержания изучаемых дисциплин элементов, способствующих развитию профессионально важных личностных качеств у студентов и использование этих элементов в учебном процессе;
в) обеспечение профессионально ориентированного характера IT-подготовки в вузе за счет разработки и использования проблемных ситуаций, отражающих типичные стороны деятельности специалиста IT-профиля;
г) применение активных методов обучения.
- Профессиональный стандарт «Специалист по информационным системам». – М., 2011. URL: http://www.apkit.ru/committees/education/ meetings/ standarts.php (дата обращения: 19.03.2014).
- Рахмонкулов М. Формирование профессионально значимых качеств бакалавров в условиях кредитной системы образования: Дис. … к.п.н.: 13.00.01. – Курган-Тюбе, 2012. – 166 с.
Тип выступления | Устное выступление |
Ключевые слова | IT-специалист, профессиональный стандарт, профессионально важные качества личности. |