Медиалогия как форма междисциплинарной подготовки специалистов в сфере ИТ
Бурное развитие информационных технологий постоянно формирует новые вызовы системе образования. Непрерывно растет потребность в качественных выпускниках, квалифицированных в сфере программирования, информационных и телекоммуникационных технологий [1-5]. Система образования в этой сфере обязана быстро реагировать на изменяющийся технологический ландшафт, адаптироваться к потребностям рынка труда, внедряя в образовательные стандартны соответствующие дидактические единицы [2].
Информационные технологии приходят в жизнь обычного человека. Активно развивается электронная сфера услуг, улучшаются и становятся легкодоступными рядовому потребителю высокотехнологичные устройства, позволяющие получать эти электронные услуги. Современная Европа и США — это уже территория по большей части безналичных (электронных) взаиморасчётов, повсеместной информационной доступности и прозрачности. Даже маленький магазин имеет свой сайт, содержащий информацию об этом магазине и позволяющий оформить заказ. Крупные компании и государственные органы публикуют на своих сайтах подробные отчёты о своей деятельности, реализуя демократические права и свободы граждан [6]. «Уже сегодня можно говорить о том, что развитие компьютерных технологий создаёт не только новый технологический уклад, но, скорее, новую социальную реальность», – делает вывод В. Л. Иноземцев [7, с. 57].
Технологии приходят в повседневную жизнь и быт обычных людей, а значит, они должны быть доступны и понятны обычным людям. В связи с этим возникает необходимость в кадрах, обладающих квалификацией одновременно как в области информационно-коммуникационных технологий, так и в области психологии восприятия, компьютерного дизайна и мультимедиа. Специалисты с соответствующими компетенциями уже сейчас востребованы компаниями по производству компьютерных игр, телевизионными компаниями и некоторыми другими. В России в настоящее время немногие вузы выполняют этот заказ: большинство современных образовательных стандартов направлены на подготовку ИТ-специалистов широкого профиля, либо в узких областях (таких как информационная безопасность, связь и т.д.). Саратовский государственный университет относится к этим немногим вузам, но в настоящий момент необходимый набор компетенций имеют лишь немногие выпускники, которые, по сути, получают два образования: параллельно с основной (обычно ИТ) специальностью, они могут получить дополнительную квалификацию «Специалист в области компьютерной графики и веб-дизайна (веб-дизайнер)». В 2011 году в СГУ начинается набор на экспериментальный (в рамках НИУ) профиль «Прикладная информатика в компьютерном дизайне».
Проблема заключается в том, что общество требует от вузов не специалистов с несколькими специализациями в различных областях, а новый тип специалиста, решающего междисциплинарные проблемы. По сути, требуется новый тип образования.
Опыт Саратовского государственного университета
В настоящий момент механико-математический факультет Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского успешно ведёт подготовку специалистов в области ИТ. Студенты различных направлений подготовки успешно выступают на соревнованиях таких как Чемпионат мира по программированию, Международная студенческая олимпиада «Предпринимательство и менеджмент», Всероссийская олимпиада по прикладной информатике, Открытая Поволжская олимпиада по математике и прочих. Выпускники основных образовательных программ успешно трудоустраиваются в таких компаниях как GoogleInc., Яндекс, NetCrackerTechnology, EPAMSystems, MirantisInc., GridDynamicsи других.
С 2003 года механико-математический факультет СГУ ведёт подготовку выпускников по дополнительной образовательной программе «Компьютерная графика и веб-дизайн». В результате выпускнику присваивается дополнительная квалификация «Специалист в области компьютерной графики и веб-дизайна». Эта программа подготовки реализуется для студентов, обучающихся по основному направлению подготовки технического и информационного характера (в том числе «Прикладная информатика», «Математика и прикладная информатика», «Математика», «Механика»). Занятия по дополнительной образовательной программе органично встроены в расписание студентов и не пересекаются с занятиями по основной программе подготовки. Длительность подготовки составляет 4 года и равна длительности подготовки бакалавров.
В контексте данной статьи интересен профиль выпускников, имеющих базовое образование по математическому направлению подготовки и дополнительную квалификацию в области компьютерной графики и веб-дизайна. По сути, параллельное обучение по основной и дополнительной программам подготовки можно рассматривать как одно междисциплинарное образование.
В течение первого года подготовки по дополнительной образовательной программе студенты изучают основы теории композиции и цветоведения, гипертекстовую разметку, типографику, знакомство с процессом разработки веб-узлов. Особое место в структуре дисциплин первого года занимает введение в специальность. В ходе изучения этой дисциплины студенты встречаются и общаются с представителями большого числа профессий связанных с компьютерным дизайном. Студенты имеют возможность получить обзор возможных областей своего приложения непосредственно от специалистов, работающих в индустрии. Второй год обучения посвящен разработке веб-узлов и приложений (серверная составляющая веб-приложения), растровой графике, основам современного дизайна и дизайну рекламы. Третий год посвящен разработке веб-узлов и приложений (клиентская составляющая веб-приложения), управлению проектом разработки веб-узла, векторной графике, 3D-графике и дизайну компьютерных игр. Четвертый год обучения посвящен компьютерным сетям, операционным системам, сопровождению веб-узлов, компьютерной анимации и дизайну интерьеров.
Приблизительная структура учебного плана дополнительной образовательной программы приведена в таблице ниже.
Семестр |
Дисциплины по циклам |
||
Веб-дизайн и программирование |
Инструментальный цикл |
Дисциплины предметных областей |
|
1 |
Введение в веб-технологии |
Введение в специальность |
Теория композиции и цветоведение |
2 |
Гипертекстовая разметка и дизайн для веб. |
Полиграфия и техктовый дизайн |
|
3 |
Анализ требований и разработка веб-сайтов и веб-приложений |
Растровая графика |
Современный дизайн и компьютерная графика |
4 |
Веб-разработка. Часть 1 (Базы данных и программирование на стороне сервера) |
Специальный курс №1 |
|
5 |
Веб-разработка. Часть 2 |
Векторная графика |
Специальный курс №2 |
6 |
Веб-разработка. Часть 3 |
3D-графика |
Специальный курс №3 |
7 |
Операционные системы и компьютерные сети |
Специальный курс №4 (Дизайн интерьеров) |
|
8 |
Разработка веб-узлов и приложений |
Анимация |
Специальный курс №5 |
В сочетании с основным образованием, формирующим компетенции в области математики и информационных технологий, дополнительная образовательная программа формирует специалиста с уникальными компетенциями. Как показывает опыт, такие выпускники часто трудоустраиваются в недоступных для большинства только что закончивших обучение областях, например, аниматорами персонажей компьютерных игр.
В настоящий момент на базе опыта реализации дополнительной образовательной программы «Компьютерная графика и веб-дизайн» разработана программа подготовки бакалавров прикладной информатики с профилизацией в области компьютерного дизайна [12]. Это основная образовательная программа, включающая в себя некоторый опыт преподавания дополнительной квалификации.
Опыт университета Ольборга (Дания)
Медиалогия — направление подготовки, открытое университетом Ольборга в 2002 году. Миссия медиалогии — «подготовка выпускников, способных решать проблемы в цифровую эру, вне зависимости от задач конкретной предметной области»[1] [8]. Результат достигается слиянием воедино компетенций художественного и технического образований. Среди компетенций художественного образования ключевую роль играет психология восприятия человеком различных художественных приёмов. Таким образом, образование по направлению «Медиалогия» представляет собой сплав технологий программирования, информационных технологий, психологии, социологии и художественного образования.
Направление подготовки ставит своей целью подготовку специалистов, покрывающих текущие и будущие потребности культуры, общества и производства. Выпускники этого направления должны решать проблемы не отдельно взятой конкретной предметной области, их «предметной областью» является вся «новая окружающая среда» современного человека. При этом выпускник должен применять творческий подход к разрешению проблем вместе с технологическим подходом [9].
Перед студентами и выпускниками направления «Медиалогия» ставится задача максимального вовлечения органов чувств человека при его взаимодействии с машиной, с информационными системами. Удачные примеры решения таких проблем: технологии «погружения» в мир компьютерной игры, комбинирующие различные художественные приемы применения аудио- и видеоряда, тактильных чувств (например, сопротивление джойстика-руля при входе в поворот на скорости в автосимуляторе) и прочие. Также можно привести пример технологий адаптации детей-инвалидов (к примеру, детей с ослабленным слухом, либо страдающих дислексией), использующих в процессе обучения неугнетенные органы чувств[2]. Выпускник является специалистом по человеко-машинному взаимодействию и востребован во всех областях человеческой деятельности, включающих такое взаимодействие.
Основную сложность составляет подготовка рабочих программ междисциплинарного направления подготовки, отвечающих современным требованиям и тенденциям как в технологическом, так и в творческом планах [10-11]. Р. Нордал и Л. Кофоед в работе [9] предлагают использовать определение Мита (Meeth) изложенное в работе [10].
Автор в [10] предлагает иерархическую классификацию уровней учебного процесса, основываясь на которой можно формулировать требования к содержанию и целям рабочих программ. Рассмотрим предлагаемую иерархию подробнее.
1. Базовая ступень иерархии — «внутридисциплинарный» учебный процесс, т.е. учебный процесс, основанный на одной учебной дисциплине.
2. Следующий уровень иерархии — «скрещенный» учебный процесс, т.е. учебный процесс, подразумевающий изучение одной учебной дисциплины с точки зрения другой учебной дисциплины. К примеру, изучение психологии с точки зрения воздействия аудио- и видеоряда на психоэмоциональное состояние человека.
По мнению Мита, этот уровень легко выстроить, поскольку, по сути, каждый лектор остается в границах известной ему учебной дисциплины. От лектора в этом случае требуется лишь верное практическое приложение известных ему теоретических результатов.
3. Третий уровень иерархии — «мультидисциплинарный» учебный процесс, подразумевающий рассмотрение проблемы с точки зрения различных дисциплины, при этом акцент делается на том, что проблема не решается целиком какой-то одной отдельно взятой дисциплиной.
4. Четвёртый уровень — «междисциплинарный» учебный процесс, подразумевающий интегрированный подход с позиций нескольких дисциплин для решения поставленной проблемы. Завершает иерархию пятый уровень — «трансдисциплинарный» учебный процесс, подразумевающий решение проблемы с вовлечением знаний всех изучаемых учебных дисциплин и сопряженных с ними областей научного знания.
Мит считает, что выстроить пятый уровень описанной модели почти невозможно, поскольку его построение требует особой культуры преподавания и высокого уровня адаптивности всего преподавательского состава, вовлеченного в учебный процесс. Однако выстраивание 1 — 4 уровней является выполнимой задачей. Описанный подход был реализован преподавателями университета Ольборга. Основой для реализации междисциплинарного образовательного подхода при подготовке по направлению «Медиалогия» была избрана идеология проблемно ориентированного обучения.
Подготовка бакалавров медиалогии в университете Ольборга занимает 3 года. В течение первого года бакалавриата студенты изучают такие дисциплины как анимация, графический дизайн, введение в программирование, математика, дизайн взаимодействий и основы человеко-машинных взаимодействий. Особое место в программе первого года занимает введение в проблемно (проектно)-ориентированный подход к обучению. В ходе этого курса студентов знакомят с основными положение образовательного подхода, субъектами которого они являются. По сути, студенты «учатся учиться»: им объясняют критерии достижения результата обучения по абстрактной учебной дисциплине, основные компоненты учебных курсов, учат самостоятельно контролировать степень освоения курса. Второй год бакалавриата посвящен курсам аудио- и видеообработки, вопросам психологического восприятия, машинного зрения, объектно-ориентированному программированию, экспериментальному дизайну и компьютерной обработке музыки. Третий год обучения студенты занимаются компьютерной графикой, построением интерактивных систем, аспектами психологии и социологии применительно к мультимедийным технологиям. Структура учебного плана образовательной программы «Медиалогия» проиллюстрирована в таблице ниже.
Семестр |
Дисциплины |
Проект |
1 |
1. Проблемно-ориентированный подход в науке, технике и обществе (5 ECTS) 2. Анимация и графический дизайн (5 ECTS) 3. Введение в программирование(5 ECTS) |
Творческая игра – прикладные технологии (15 ECTS) |
2 |
1. Математика в мультимедийных приложениях (5 ECTS) 2. Разработка физических интерфейсов(5 ECTS) 3. Дизайн взаимодействий(5 ECTS) |
Семестровый проект(15 ECTS) |
3 |
1. Обработка аудио- и видео (5 ECTS) 2. Обработка изображений(5 ECTS) 3. Психология восприятия(5 ECTS) 4. Процедурное программирование(5 ECTS) |
Семестровый проект(10 ECTS) |
4 |
1. Цифровая обработка звука(5 ECTS) 2. Построение и анализ результатов эксперимента (5 ECTS) 3. Объектно-ориентированное программирование(5 ECTS) |
Семестровый проект(15 ECTS) |
5 |
1. Программирование графических приложений(5 ECTS) 2. Рендеринг компьютерной графики(5 ECTS) 3. Мультимедийные средства (5 ECTS) |
Семестровый проект(15 ECTS) |
6 |
1. Интерфейсы и взаимодействия в реальном времени (5 ECTS) 2. Психологические и социальные аспекты мультимедийных технологий (5 ECTS) |
Семестровый проект(20 ECTS) |
Подготовленный бакалавр медиалогии может профессионально обращаться с различными мультимедийными технологиями, осознавая как техническое устройство этих технологий и их применение в контексте программного и аппаратного обеспечения, так и психологические эффекты, достижимые с применением этих технологий. При этом важным навыком выпускника является возможность ставить и решать междисциплинарные проблемы.
Адаптация опыта университета Ольборга в реализации образовательных программ на базе механико-математического факультета СГУ
Опыт реализации дополнительной образовательной программы показывает, что выпускники, имеющие междисциплинарное образование успешны и востребованы на рынке труда не менее (а в чём-то даже более), чем выпускники основных образовательных программ. Однако получение одновременно двух образований (основного и дополнительного) осложняет жизнь студентам. Такие студенты имеют меньше свободного времени, а следовательно, уменьшается время самостоятельной работы, что в свою очередь может сказаться на качестве образования в целом. Более того, комплекс из основного и дополнительного образований не решает проблему, поставленную во введении статьи. Как следствие, необходимо разработать основную образовательную программу, реализующую принципы междисциплинарного образования.
Реализация направления подготовки «Медиалогия» является уникальным примером междисциплинарного образования, выпускающего специалистов, потребность в которых очевидна уже сейчас и со временем будет лишь увеличиваться. Эта программа является качественным ответом на вызов общества системе образования, сформировавшийся уже в Европе и США, и формирующийся в настоящий момент в России.
Анализ накопленного опыта Ольборгского и Саратовского университетов показывает, что, отвечая на этот вызов, Саратовский государственный университет построил комплекс «дуального» образования, комбинирующий основную и дополнительную образовательные программы так, что выпускники по факту обладают схожими наборами компетенций. Однако опыт датских коллег имеет более общий и системный характер:
1. Медиалогия является основной образовательной программой.
2. Построение программы подготавливает выпускников к производственной деятельности в условиях реальных проектов.
Отчасти большая системность подхода Ольборгского университета объясняется тем, что подготовка по направлению «Медиалогия» изначально ведётся в рамках Болонского процесса, в то время как Саратовский государственный университет находится в непростой для студентов и преподавателей переходной ситуации от классической для российской образовательной системы подготовки специалистов к новой двухуровневой системе подготовки, предписываемой Болонским процессом.
В настоящий момент органичным развитием опыта Саратовского университета с учётом опыта датских коллег является организация соответствующей основной образовательной программы бакалавриата. Однако ни одно из направлений, реализуемых на механико-математическом факультете СГУ не подходит в полной мере для формирования того комплекса компетенций, которыми обладают «дуальные» выпускники мех-мата СГУ и выпускники направления «Медиалогия» университета Ольборга. Из рассмотренных нами федеральных государственных образовательных стандартов наиболее подходящим для этой цели оказался стандарт направления 036000 «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере». Несмотря на классификационное отнесение к укрупненной группе 030000 «Гуманитарные науки», федеральный образовательный стандарт этого направления предписывает требования к результатам освоения ООП [14, п. 5.2] наиболее подходящие для требуемого профиля выпускника, перечислим некоторые из требуемых компетенций:
1. Готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа, логики и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в информатике и гуманитарных науках.
2. Готовность выявить сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий математический аппарат и информационные технологии.
3. Готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами.
4. Способность разрабатывать новые программы и интерфейсы систем, составлять необходимый комплект технической документации.
5. Способность разрабатывать и модернизировать системы, использующие средства баз данных и лингвистического обеспечения.
Кроме того, требования к структуре ООП [14, п. 6.3] предписывают обязательное наличие как цикла математических и естественнонаучных дисциплин (таких как математический анализ, математическая логика, математическая лингвистика, дискретная математика, теория алгоритмов, базы данных, информационные системы и пр.), так и цикла гуманитарных (социология, философия и пр.). В рамках указанного стандарта возможна подготовка бакалавров наиболее приближенных по профилю к выпускникам направления «Медиалогия», при условии пополнения перечня дисциплин курсами по психологии восприятия, а также специальными курсами, такими как «Основы теории композиции и цветоведения», «Растровая графика», «Разработка веб-узлов и приложений», «Основы современного дизайна» и другими, опыт преподавания которых уже имеется в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Компьютерная графика и веб-дизайн».
В случае такого построения ООП «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» выпускники будут обладать набором компетенций эквивалентным компетенциями «дуальных» выпускников. При этом бесспорным преимуществом является то, что эти компетенции будут формироваться одной, а не двумя программами подготовки, реализуемыми параллельно. Иными словами, студенты имеют больше времени на самостоятельную работу, а классический академический подход в сочетании с междисциплинарным подходом позволяет студенту формировать индивидуальную образовательную траекторию вглубь интересующих его областей. Есть и «обратная сторона медали» — эффекты экономии времени и получение комплексного результата достанутся ценою менее глубокого проникновения в специальные математические или гуманитарные дисциплины. Однако ценность такого выпускника заключается в его междисциплинарной подготовке. Кроме того, при успешном освоении ООП, выпускник будет обладать компетенциями, позволяющими ему, при необходимости, продолжить углубленное образование в какой-либо специальной научной дисциплине самостоятельно. Примером такой компетенции может служить «Способность получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии информатики, гуманитарных, социальных и экономических наук» [14, п. 5.2].
Выводы
Учитывая опыт, накопленный Саратовским государственным университетом и университетом Ольборга, можно построить основную образовательную программу, основанную на федеральном образовательном стандарте и построенную на принципах междисциплинарного образования. Нам видится вполне возможным решение этой проблемы с использованием ФГОС 036000 «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» с профилем «Медиалогия». При этом наиболее сложной проблемой будет построение междисциплинарной (в смысле Мита) методики преподавания. Возможно, эта методика потребует также особой структуры учебного плана. В октябре 2013 года Саратовский государственный университет получил лицензию на права преподавания по ФГОС 036000 «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», однако это лишь первый шаг. В дальнейшем предстоит большая работа по апробации опыта датских коллег.
Предметом будущих исследований в области, определенной настоящей статьей, видится реализация на базе ФГОС как опыта СГУ, так и опыта университета Ольборга. Основной задачей является формирование новых для классического образования компетенций, повышающих конкурентоспособность выпускников на современном рынке труда. Однако важной задачей авторам также видится сохранение высокого стандарта качества образования Саратовского университета, подтвержденного наградами студентов, выпускников и преподавателей в соревнованиях различных уровней, вплоть до уровня мировых чемпионатов.
[1] «to develop problem solvers in a digital media age independent of tasks». Здесь отличие «проблемы» и «задачи» нужно трактовать в контексте проблемно-ориентированного образовательного подхода (PBL— problembasedlearning).
[2] Примеры взяты из студенческих проектов, выполненных в Ольбургском университете студентами, обучающимися по направлению «Медиалогия»
- Исследование текущих и перспективных количественных потребностей ИТ-индустрии и отраслей народного хозяйства в ИТ-кадрах. - М., 2007. - 44 с. - http://www.apkit.ru
- Ткаченко Л.А., Кузьмина Т.Т., Кленикова В.А. ИТ-специалисты на рынках труда и образовательных услуг // Вестник университета. - М.: ГОУВПО "Государственный университет управления", 2008. №3(13) - Серия "Разви-тие отраслевого и регионального управления". С. 77-82.
- Буров В. Аналитическое исследование ИТ-кадры 2010. Численность заня-тых в российской экономике 2009 г. и прогноз потребности 2010-2014. - М., 2010. - 24 с.
- Кумсков М. ИТ-специалисты учатся - качество бизнес-процессов растет // ИКС.- 2011. -№ 07-08. - С. 66.
- Итоги 2011 года на рынке труда: анализ и прогнозы от Superjob.ru. - http://www.superjob.ru/research/articles/2072/
- Авдулов, А.Н. Экономическое и социальное значение информационных технологий в жизни американского общества [Текст] / А.Н. Авдулов // Наука и общество на рубеже веков. Реферативный сборник РАН ИНИОН. – М., 2008. – С. 80–103.
- Интеллект человека и программы ЭВМ [Текст] / под ред. О.К. Тихомирова. – М. : МГУ, 2009.
- Nordahl, Rolf (2007). Panel on educational approaches to Film Sound and Ed-iting. School of Sound – Film Sound and Film Music. London. UK.
- Medialogy – An Interdisciplinary Education Challenge in a Problem Based Learning Environment. / Nordahl, Rolf; Kofoed, Lise B. Proceedings of the 8th International CDIO Conference. iNEER, 2012. s. 220-225.
- Meeth. L.R. (1978) Interdisciplinary studies: A matter of definition. Change, 7:10
- Mackay, W.E. (2004) The interactive thread: Exploring methods for multi-disciplinary design. Proceedings of the 2004 conference on designing interac-tive systems: processes, practices, methods and techniques. p. 103 – 112
- Амелин Р.В., Кулёмина Ю.В. Специфика подготовки бакалавров по профи-лю «Прикладная информатика в компьютерном дизайне» в Саратовском государственном университете // «Новые образовательные стандарты высшей школы: традиции и инновации»: сб. науч. ст. Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. / под ред. Е.Г. Елиной, Е.И. Балакиревой. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012. – С. 159—161.
- L. Kofoed and A. Kolmos, Empowering transferable skills in problem based learning, in P. Little and P. Kandlbinder, The Power of Problem Based Learn-ing, Australia (2001).
- Приказ Минобрнауки РФ от 18.01.2010 №52 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного обра-зовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 036000 Интеллектуальные системы в гуманитар-ной сфере (квалификация (степень) “бакалавр”)».
Тип выступления | Устное выступление |
Ключевые слова | Междисциплинарное образование, Медиалогия |