Актуальные вопросы преподавания информационных технологий для направлений подготовки 230000, 080000



Авторы: Зайвый Вячеслав Владимирович 1, доцент, Грамота Минобрнауки
Яшин Владимир Николаевич 2, профессор кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
1 Самарский государственный технический университет, 2 Самарский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (РЭУ)
Рассматриваются актуальные вопросы преподавания ИТ, которые представляются в виде общих и специфических вопросов, касающихся преподавания ИТ для нескольких направлений подготовки из УГС 230000, 080000

Преподаванию информационных технологий (ИТ) в учебных процессах СамГТУ и РЭУ уделяется значительное внимание. Это касается не только указанных в заголовке направлений подготовки, но и ряда других направлений подготовки бакалавров. Однако с целью решения конкретных актуальных вопросов преподавания ИТ и детализации методик их преподавания, они рассмотрены на примере укрупненных групп специальностей (УГС) 230000 и 080000, которые в настоящее время в наших двух ВУЗах представлены следующими направлениями:
        - 230100.62  и 230100.65 «Информатика и вычислительная техника» (профиль «Вычислительные машины комплексы, системы и сети, и профиль «Автоматизированные системы обработки информации и управления»;
       - 230700.62, 080801.65 «Прикладная информатика» с профилем «Прикладная информатика в экономике»;
       - 231000.62 «Программная инженерия» с профилем «Прикладная информатика в экономике»;
       - 080100.62 «Экономика» с профилем «Экономика предприятий и организаций», с профилем «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и профилем «Мировая экономика»;
       - 080200.62 «Менеджмент» с профилем «Менеджмент организации торговли» и профилем «Управление человеческими ресурсами».
      В докладе рассматриваются актуальные вопросы преподавания ИТ, которые представляются в виде общих и специфических вопросов, касающихся преподавания ИТ для указанных выше направлений подготовки.
        К общим вопросам отнесены вопросы, связанные с формированием компонентов дидактической системы и последующим анализом дидактической системы, в которой протекает образовательный процесс по указанным направлениям подготовки. В качестве формообразующих компонентов дидактической системы рассматриваются следующие компоненты: цель и задачи обучения, содержание обучения, состав обучаемых и обучающих и их характеристика, методы, средства и формы обучения, нормативно-правовые, финансово-экономические, маркетинговые и другие компоненты. Большая часть этих компонентов отражена в рабочих программах для соответствующих направлений подготовки, что подчеркивает общую их направленность.
       В качестве общей направленности, выступает и компонент формирующей единое информационное пространство вузов, посредством ежегодно проводимых двумя вузами вебинаров, посвященных дню информатики в России, на которых студентами обсуждаются актуальные проблемы в  области информационных технологий. 
       К специфическим вопросам преподавания информационных технологий отнесены вопросы, связанные со спецификой реализации компонентов дидактической системы, где значительную роль играет методики преподавания. Так если для УГС 230000 на первый план вынесены вопросы углубленной подготовки в области информационных технологий, то для УГС 080100, 080200 информационные технологии выступают в качестве основы для автоматизации и инновации по всем дисциплинам учебного процесса.

Тип выступления  Стендовый доклад
Ключевые слова  Информационные технологии, преподавание, укрупненные группы специальностей