Проектирование учебных планов по направлениям ИТ-образования как решение образовательной задачи
ИТ-область является одной и самых бурно развивающихся областей знаний в настоящее время. Этот факт накладывает дополнительную ответственность на образовательные учреждения, осуществляющие ИТ-образование. Основными заинтересованными лицами, формирующими требования к ИТ-образованию, являются: 1) государство (в лице Минобрнауки, формирующего госзаказ и государственные стандарты высшего образования); 2) работодатели (в лице различных профессиональных ассоциаций, публикующих требования к профессиональной квалификации специалистов); 3) академическая общественность, стремящаяся сохранить высокий научный уровень ИТ- образования (в лице международных ассоциаций и сообществ, разрабатывающих т.н. минимальные объемы знаний ВОК (body of knowledge) по профилям подготовки); 4) образовательные учреждения, обладающие конкретными ресурсами и вынужденные учитывать потребности конкретного региона; 5) студенты и абитуриенты, стремящиеся получить профессию, востребованную на рынке труда.
При этом многие из требований одних групп противоречат требованиям других групп. Поэтому спроектировать учебный план (УП) для специальности или направления подготовки в области ИТ, который бы максимально соответствовал основным требованиям всех заинтересованных лиц, – очень непростая образовательная задача.
С нашей точки зрения качественный УП должен представлять решение данной образовательной задачи. Под решением мы будем понимать содержательное описание УП - информационную структуру, состоящую из следующих компонент:
1). Обоснование актуальности специальности или направления подготовки в среднесрочной перспективе (см. [1], [2]).
2). Набор ключевых компетенций и знаний выпускника (см.[3]).
3). Набор аттестационных заданий и работ, правильное выполнение которых гарантирует наличие у выпускника требуемых компетенций и знаний.
4). Перечень специфицированных учебных дисциплин и модулей, изучение которых обеспечивает обучаемому возможность правильного выполнения аттестационных заданий и работ.
5). Входные требования к подготовке абитуриентов, желающих обучаться по данному УП.
6). Основные сценарии реализации УП.
7). Сам УП.
Основой проектирования УП, с нашей точки зрения, является набор ключевых ИТ, в которых обучаемый должен стать экспертом. Рассмотрение различных аспектов этих технологий в каждой учебной дисциплине УП даст студентам своеобразную красную нить в процессе обучения и выработает у них представление о необходимости изучения всех взаимозависимых учебных дисциплин УП. Также имеет смысл акцентироваться на некотором наборе базовых программных продуктов и средств, с помощью которых производится обучение. Глубокое знание выбранных ключевых технологий позволит обучаемому более эффективно и быстро осваивать новые технологии самостоятельно в процессе дальнейшей профессиональной деятельности,
Самое главное, чтобы УП стал полезным навигационным инструментом для всех участников образовательного процесса - студентов, преподавателей администрации, и надежным аналитическим материалом для других заинтересованных лиц – академической общественности, работодателей, руководителей образования региона и страны в целом.
- Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналитический доклад, под ред. В.С.Ефимова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 182 с.
- Итоговый аналитический отчет: Перспективные направления развития российской отрасли информацирнно- коммуникационных технологий (Долгосрочный технологический прогноз Российский ИТ Foresight) Москва, 2007,- 233с.
- Сухомлин В.А. Система компетенций для многопрофильного образовательного стандарта нового поколения по направлению. «Информационные технологии». http://inno.cs.msu.su/implementation/it-university/
Ключевые слова | Требования к учебным планам, содержательное описание учебного плана. |