О ФОРМИРОВАНИИ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ В ЗАДАНИЯХ НА ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОНЫЕ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Рассмотрим основные принципы формирования исходных данных на выпускные квалификационные работы (ВКР) на примерах по направлениям подготовки «Информационная безопасность» и «Программная инженерия».
Обратимся к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
Проанализировав ФГОС по направлению 10.03.01 (090900.62) – «Информационная безопасность», видно, что все темы ВКР, могут быть поделены на два типа:
- решение задачи обеспечения информационной безопасности конкретного объекта;
- решение задачи применительно к отрасли в целом.
Исходными данными на ВКР, ориентированную на решение задачи обеспечения заданного уровня информационной безопасности конкретного объекта следует обозначать параметры и характеристики данного объекта, его отличительные свойства, а также непреложные условия, которые следует соблюсти при реализации на нём проекта разрабатываемых систем защиты информации. Также в исходных данных целесообразно указать граничные условия разработки, которые определяют основные рассматриваемые направления защиты. При превалировании конкретных информационных форм следует это отметить в исходных данных, указав, какие конкретно виды информационных ресурсов подлежат защите. Раздел «исходные данные» заполняется путём перечисления всей необходимой опорной отправной исходной информации об объекте, необходимой для грамотного выбора направлений, средств и методов решения поставленной задачи и раскрытия темы работы.
Например, в исходных данных на ВКР, посвящённую разработке и совершенствованию технических и аппаратно-программных средств защиты информации в офисе туристической компании, может быть записано: «Офисное помещение туристической компании площадью 300 кв. метров в долгосрочной аренде на 2 этаже кирпичного 5-этажного офисного центра класса Б без пропускного режима, расположенного в южном округе г. Москвы. Сотрудников – 30 чел. Посетителей – до 100 чел/день. Планировки здания. Основной вид информации: персональные данные клиентов в электронной форме и собственная база данных исполнителей услуг. Схема вычислительной сети из 30 компьютеров с выходом в интернет. Внутренняя нормативная документация компании. Регламент работы офисного центра. Нормативная документация и законодательные акты РФ по защите информации».
Ежели ВКР посвящена рассмотрению задачи по отрасли в целом, то подход к формированию исходных данных надобно избрать иной. К таковой тематике могут быть отнесены работы, посвящённые совершенствованию протоколов связи, например, для систем дистанционного банковского обслуживания или охранно-пожарных систем; разработке методов противодействия технологиям социальной инженерии и т.п. В данном случае нет единственного конкретного объекта, зато есть чёткая задача. Тогда в исходных данных на ВКР может быть записано: «Известные типовые решения компаний-представителей. Документация на аппаратные и программные средства. Нормативные и руководящие документы ФСТЭК, ФСБ и ЦБ РФ. Законодательство РФ. Международные правовые акты. Российские и международные стандарты. Спецификации протоколов передачи данных».
Рассмотрим проект ФГОС 3+ по направлению 09.03.04 (231000.62) – «Программная инженерия». Все темы ВКР, могут быть поделены на два типа:
- разработка узкоспециализированного программного продукта для конкретного заказчика;
- разработка программного продукта применительно к отрасли в целом.
Практически всегда исходными условиями являются:
- область применения и назначение программного продукта;
- виды обрабатываемой информации, её объёмы, форматы, способы представления и хранения;
- характеристики рабочей платформы;
- количество пользователей;
- требования к алгоритму обработки информации;
- нормативная база отрасли;
- документация заказчика.
В любом случае, исходными данными на ВКР, ориентированную на разработку узкоспециализированного программного обеспечения следует обозначать параметры и характеристики объекта информатизации и непреложные условия, которые следует соблюсти. Раздел «исходные данные» заполняется путём перечисления всей исходной информации, необходимой для грамотной разработки алгоритмов и моделей программного продукта, выбора инструментов его разработки.
Так, например, в исходных данных на ВКР, посвящённую разработке программного обеспечения для автоматизации работ по составлению и планированию расписания учебных занятий в образовательной организации, может быть записано: «Платформа – OSWindowsXP, 7. Локальный программный продукт. Количество групп учащихся – до 100. Количество преподавателей – до 500. Количество аудиторий – до 200. Формат данных: таблицы Excel. Критерии оптимальности. Маркеры граничных условий. Гибкая система настроек. Многооконный интерфейс пользователя. Нормативная документация образовательной организации».
В зависимости от тематики ВКР и назначения разрабатываемого программного продукта, в исходных данных может присутствовать: «Количество пользователей…», «Схема базы данных», «Схема вычислительной сети», «Внутренняя нормативная документация компании», «Регламент работы компании», «Нормативная документация и законодательные акты РФ», «Спецификации протоколов передачи данных», «Документация на (программный продукт, техническое средство, аппаратный комплекс, и т.п)».
Таким образом, в исходных данных на ВКР всегда следует указывать конкретные технические и численные характеристики и параметры, определяющие границы предстоящей разработки, а также необходимые документы, которым должна соответствовать (подчиняться) выполняемая разработка. Исходные данные, по сути содержат ответ на вопрос: «А что необходимо знать и иметь (получить от заказчика), чтобы начать решать задачу?».
- Сиротский А.А. Научные проблемно-ориентированные педагогические исследования и методы совершенствования образовательного процесса. Сборник избранных докладов 4-ой МНМК «Высшее профессиональное образование в современной России: перспективы, проблемы, решения». 4-го международного научного симпозиума «Современное автотракторостроение и высшая школа России». М: МГТУ «МАМИ», 2005. с. 74 - 77. ISBN 5-94099-036-3.
- Матросова В.В., Сиротский А.А. Исследование педагогических процессов в высшей школе. Сборник избранных докладов 4-ой МНМК «Высшее профессиональное образование в современной России: перспективы, проблемы, решения». 4-го международного научного симпозиума «Современное автотракторостроение и высшая школа России». М: МГТУ «МАМИ», 2005. с. 51 - 53. ISBN 5-94099-036-3.
- Сиротский А.А. Методические основы разработки учебного плана подготовки магистров по направлению «программная инженерия» в соответствии с ФГОС третьего поколения. // Современные проблемы информационной безопасности и программной инженерии. Сборник избранных статей научно-методологического семинара №1(5) кафедры информационной безопасности и программной инженерии 30 апреля 2013 года. / Москва, Российский Государственный Социальный Университет, 2013 г. – М.: ООО «Сам полиграфист», 2013. – 127 с., с. 6 – 7. ISBN 978-5-905948-47-3.
Тип выступления | Устное выступление |
Ключевые слова | Образовательный стандарт, дипломное проектирование, выпускная квалификационная работа, задание, исходные данные, информационная безопасность, программная инженерия |