Коммерциализация знаний и инновационных идей: первые шаги к эффективному стартапу



Автор: Кияев Владимир Ильич, кандидат физико-математических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ
ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств"

Современные реалии требуют скорейшего включения выпускников вузов в  практическую деятельность ‒квалифицированными сотрудниками или организаторами собственного бизнеса. И если в первом случае они могут рассчитывать на высокую позицию в компании, то скудность знаний во втором случае не позволяет им быстро организовать эффективный стартап. В зарубежных вузах обучение методам подготовки прибыльных стартапов производится в течение 2-3 семестров с практическими тренингами. Концепция максимально прагматична ‒ на выходе обоснованная бизнес-идея и бизнес-план, которые помогут найти инвестора, или собственный стартап с квалифицированной командой.

Автор настоящей статьи предпринял попытку восполнить существующий пробел. Работа на кафедрах бизнес-информатики СПбГУ и СПбГЭУ и руководителя учебно-исследовательской лаборатории СПРИНТ (СПбГУ-Intel) и участие бизнес-коллег позволили разработать и апробировать учебный курс «Введение в технологическое предпринимательство». Содержание курса указано в названии статьи. Курс содержит 12 лекций по всем разделам знаний, необходимых для построения модели эффективного стартапа ‒от формирования философии и основных понятий предпринимательства до создания и защиты объектов интеллектуальной собственности и подготовки презентации для конкурса инновационных идей или возможного инвестора.

Курс рассчитан на бакалавров 4 курса, специалистов 4-5 курсов и/или  магистров. Длительность можно варьировать от 28 до 40 часов. По мере чтения лекций проводятся практические кейсы по теме каждой лекции. Студенты в группах по 4-5 человек на базе собственной оригинальной идеи инновационного  продукта строят модель современной высокотехнологичной компании с возможностью организации стартапа. На выходе может быть коллективная дипломная работа или конкурсный проект, что неоднократно происходило в практике автора.

Курс апробирован и читается в течение ряда лет в СПбГУ и СПбГЭУ [1,2]. Отдельные разделы курса прорабатывались слушателями на многочисленных школах в вузах, поддержанных корпорацией Intel. Польза такого курса неоднократно подтверждена победами участников школ в российских и зарубежных технологических конкурсах и реальными стартапами, которые были организованы студентами, прослушавшими курс.

В заключение отметим большую пользу от стажировок автора в университетах Стэнфорда и Беркли, от организации совместно со специалистами Лестер-центра (Беркли) профессорами Д. Шерроном и Дж. Даннером школ по технологическому предпринимательству в Санкт-Петербурге и многолетней плодотворной работы с коллегами из корпорации Intel.

Список использованных источников
  1. Амелин К.С., Граничин О.Н., Кияев В.И. Введение в разработку приложений для мобильных платформ. ― СПб, ВВМ. ― 2011. ― 507 с.
  2. Амелин К.С., Амелина Н.О., Граничин О.Н., Кияев В.И. Разработка приложений для мобильных интеллектуальных систем на платформе Intel Atom. ― СПб, СПбГУ-ВВМ. ― 2012. ― 218 с.
Тип выступления  Устное выступление