Перспективы введения прикладного бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Информатика» в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского



Авторы: Александрова Наталья Алексеевна 1, кандидат педагогических наук
Кудрина Елена Вячеславовна 2
Лапшева Елена Евгеньевна 3
Огнева Марина Валентиновна 4, кандидат физико-математических наук
Храмова Марина Викторовна 5, кандидат педагогических наук
Федорова Антонина Гавриловна 6, кандидат физико-математических наук, доцент, лауреат Премии Президента РФ в области образования, Почетный работник высшего профессионального образования
1 Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2 ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского", 3 ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 4 Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 5 Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 6 Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Переход на собственный стандарт прикладного бакавриата подготовки учителей информатики, осуществляемый на факультете компьютерных наук и информационных технологий, предполагает разработку комплекта нормативных документов, новых курсов, внедрение новых форм и методов обучения, в том числе и за счет развития  электронной и информационно-образовательной среды вуза.

Особенности стандарта:

1.    Взаимодействие с работодателями при разработке стандарта, организации и проведении занятий и практик.

2.    Компетентностные характеристики выпускника разделены на следующие группы: общекультурные; профессиональные; специальные (умения и способности, необходимые для выполнения профессиональной деятельности в области преподавания информатики и ИКТ на всех ступенях школьного образования); уникальные (умения и способности осуществлять научно-исследовательскую деятельность в профессиональной сфере). Оптимизация состава, трудоемкости и содержания дисциплин рабочего учебного плана: усиление межпредметной взаимосвязи дисциплин; унификация дисциплин, направленных на формирование общекультурных компетенций; обоснованный набор дисциплин профессионального цикла; введение дисциплин направленных на формирование специальных и уникальных компетенций.

3.    Практикоориентированный характер подготовки педагогических кадров может быть реализован за счет последовательности практик:

·        Ознакомительная практика. Введение в «профессию педагога».

·        Педагогическая практика 1. Знакомство с организацией учебного процесса в школе.

·        Педагогическая практика 2. Знакомство с основными направлениями деятельности педагога-информатика  в условиях летней площадки.

·        Научно-исследовательская практика. Изучение методов планирования, проведения и представления результатов педагогического исследования.

·        Педагогическая практика 3. Проведение учебных занятий по информатике и ИКТ в средней школе.

·        Производственно-технологическая практика. Использование дистанционных образовательных технологий для организации внеурочной деятельности.

·        Педагогическая практика 4. Проведение учебных занятий по информатике и ИКТ в старшей школе.

·        Предквалификационная практика. Завершение выпускной квалификационной работы бакалавра.

4.    Представители работодателей привлекаются к контролю за качеством подготовки выпускников.

5.    Построение индивидуальной образовательной траектории студента СГУ.

6.    Взаимодействие с Ассоциацией учителей и преподавателей информатики Саратовской области в подготовке студентов и поствузовской поддержке выпускников.

Разработанный и внедренный в учебный процесс СГУ собственный образовательный стандарт прикладного бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») позволит вывести на качественно новый уровень подготовку будущих учителей информатики и ИКТ в регионе.

Тип выступления  Устное выступление
Ключевые слова  стандарт, педагогическое образование, информатика