Профессиональные стандарты как фактор эволюции содержания образовательных программ для отрасли ИТ
Количественные и качественные изменения структуры и содержания образовательных программ для отрасли ИТ в первую очередь связаны с постоянным изменением требований к специалистам со стороны работодателей. В целях обеспечения качества подготовки обновления образовательных программ должны прогнозироваться, по крайней мере, на ближайшую перспективу.
Для прогнозирования эволюции образовательных программ в условиях быстро меняющихся требований может быть успешно использован синергетический подход. В нашей модели влияние внешней среды (работодателей и потребителей образовательных услуг) на образовательные программы подготовки ИТ-специалистов будет проявляться в изменении структуры и содержания системы профессиональных компетенций, образующей основу для проектирования содержания образования [1,2]. Первоначально изменения в содержании компетенций невелики, адаптация образовательных программ выражается в добавлении новых курсов в вариативную часть подготовки. Постепенно изменения накапливаются, увеличивается несоответствие структуры и содержания образовательных программ требованиям работодателей, что приводит к росту вариативности образовательных программ, значительному несовпадению их содержания в разных университетах, система переходит в неустойчивое состояние. В определенный момент происходит унификация новых требований к подготовке специалистов и, в зависимости от количества изменений, появляется либо новый профиль внутри существующего направления подготовки, либо новое направление подготовки. Новое устойчивое состояние системы фиксируется в новых нормативных требованиях к содержанию образования, заданных в образовательных стандартах или рекомендациях по разработке образовательных программ.
Важной задачей является определение количественных эволюционных параметров, определяющих необходимость диверсификации как отдельных специализаций, так и образовательных программ в целом. Мы исследовали эволюцию образовательных программ в области информационных технологий на уровне бакалавриата (и аналогичных квалификаций) в Российской Федерации с момента появления специализированных программ высшего образования в конце 60-х годов XX века и до разработки нового классификатора направлений бакалавриата в 2013 г. Параллельно рассмотрена эволюция квалификационных требований к работникам в сфере ИТ на основе изучения справочников и профессиональных стандартов. В качестве параметра диверсификации образовательных программ предложен параметр D – процент несовпадения результатов освоения профессионального цикла дисциплин в различных образовательных программах в рамках одного направления подготовки. Наши исследования показывают, что при D <=25 % разница образовательных программ может обеспечиваться за счет курсов по выбору в рамках одного профиля подготовки. Если 25%<=D<50 %, то качество подготовки невозможно обеспечить только за счет выбора дисциплин, необходима организация нового профиля. При D > 50 % система подготовки находится в неустойчивом состоянии, требуется создание нового направления подготовки бакалавров. Мы рассмотрели различные варианты комбинаций профилей подготовки по основным профессиям отрасли ИТ на основе новых профессиональных стандартов, принятых в конце 2013 г. [3].
- Шухман А.Е. Перспективные направления подготовки ИТ-специалистов // Высшее образование в России. - 2009. - № 3. -С. 125-131
- Шухман А.Е. Разработка профильных программ подготовки бакалавров для отрасли информационных технологий // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 9 (115). -С. 216-220.
- Профессиональные стандарты в области ИТ. АП КИТ:2013. Режим доступа: http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php
Тип выступления | Устное выступление |
Ключевые слова | образовательные программы, профессиональные стандарты, модель синергетический подход, подготовка специалистов для отрасли информационных технологий |