Метод решения проблемы численной оценки общекультурных компетенций в вузе



ФГБОУ ВПО "Ульяновский государственный университет"
Разработан метод количественной оценки общекультурных компетенций. Представлен способ формализации и измерения компетенций и их элементов студента или выпускника вуза. Представлена формула соответствия произвольной интервальной шкалы общепринятой пятибальной шкале.
Одним из основных путей модернизации российского образования является компетентностный подход, который определяет цели и результаты образования посредством ключевых компетенций. Выпускники вуза, согласно ФГОС [1] должны обладать определенными общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями. Суть оценки ОК заключается в определении уровня владения студентами определенными личностными качествами и социальными навыками. Несмотря на достаточно полную разработанность теоретической базы компетентностного подхода в образовательном процессе, существует проблема создания и внедрения автоматизированных систем мониторинга и оценки компетенций выпускников вуза. Проблема измерения уровня компетентности студентов должным образом не стандартизована. Поэтому целью данной статьи является разработка метода оценки общекультурных компетенций выпускника вуза. Существует множество психодиагностических методик и тестов, среди них отбираются наиболее формализованные, имеющие готовые инструменты компьютерной диагностики, которые можно внедрить в информационную систему, оценивающую все компетенции.

Для оценки ОК представляется целесообразным использовать методики и тесты (таблица 1), которые автоматизированы и представлены множеством программных средств, например Экспериментально-диагностический комплекс (ЭДК) [2], Psychometric Expert [3], Maintest 4 [4]. Результатом выполнения тестов являются численные оценки элементов (составляющих) компетенций.

Существующие методики были разбиты на классы, соответствующие определенным компетенциям, при этом в этих классах были определены методы, позволяющие дать количественную оценку компетенций.

Результатом применения перечисленных методов оценки является набор параметров, характеризующих отдельные свойства (знания, навыки) выпускника.

Таблица 1. Компетенции и методы оценки

Компетенции

описание элементов компетенций

метод оценки

мин.\макс.

ОК–1

владение культурой мышления

Тест структуры интеллекта Амтхауэра [5]

мин=20 макс=80

способность к обобщению, анализу, восприятию информации

Методика Кэттелла[6], [7]

мин=1 макс=10

способность к постановке цели и выбору путей ее достижения

Тест смысложизненных ориентаций Леонтьева[8]

мин=1макс=7

ОК-2

умение логически верно и аргументировано строить устную и письменную речь

Методика Кэттела

[6], [7]

мин=1 макс=10

 

 

ОК-3

 

и т.д.

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Методика Е.П. Ильина и П.А. Ковалева «Личностная агрессивность,  и конфликтность» [10], [11]

мин=0    макс=10

Уровень мотивации достижения (Мехрабиан)[9]

мин=30    макс=210

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Для оценки ОК используют разные методики с различными интервальными шкалами. Необходимо привести их к единой общепринятой шкале оценок от 1 до 5. Для каждой оценки по пятибалльной шкале поставим в соответствие определенный интервал из произвольной интервальной шкалы с минимальным значением равным a и максимальным значением равным b. Оценки могут принимать значения g=1,...,5, где gϵZ.

         (1)

Представим результаты оценки в следующем виде: пусть Rezjk – множество результатов оценки элемента k общекультурной  компетенции   j, где j=1…n, k=1..h.

Rezjk ={Namek, OKj, Nmetodk, CHkr, Znachkr, Date, Student}, где Namek– название результата оценки элемента k ОК  j, OKjназвание ОК, Nmetodk – название метода, CHkr – множество выходных параметров k метода, Znachkr – множество оценок выходных параметров метода, Date– дата проведения оценки ОК, Student- студент, чья ОК оценивается, k=1…h, r=1…l.

После применения метода Nmetodk для оценки  OKполучается множество оценок Znachkr определенных выходных параметров (рис. 1). Эти оценки следует привести к единой взвешенной оценке.

Рис.1 Методики и выходные параметры ОК-3

Если r выходной параметр k метода точно совпадает с названием элемента компетенции j (таблица 1), то Rezjk= Znachkr.

Если названию k элемента ОК j  соответствует несколько выходных параметров k метода, то  . 

Далее полученному результату Rezjk оценки k элемента ОК j  следует сопоставить определенный интервал по формуле (1) и, следовательно, определенную оценку по пятибалльной шкале.

Поскольку для получения оценки ОК j  можно использовать несколько методов, каждый из которых дает определенный числовой результат Rezjk, то для получения итоговой оценки j компетенции следует использовать формулу:

 

Список использованных источников
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 «Информационные системы и технологии» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: утв. приказом М-ва обр. и науки РФ от 14 янв. 2010 г. № 25. URL: http://www. edu.ru/ db-mon/mo/Data/d_10/prm25-1.pdf (дата обращения: 25.02.2013).
  2. Экспериментально-диагностический комплекс (ЭДК) [Электронный ресурс]. URL: http://testpsy.net/ru (дата обращения: 12.09.2013).
  3. Psychometric Expert. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychometrica.ru (дата обращения: 12.09.2013).
  4. Cистема тестирования Maintest 4, HR-Лаборатория "Human Technologies". [Электронный ресурс]. URL: http://www.ht.ru/tests/maintest4/#tability (дата обращения: 12.09.2013).
  5. Елисеев О.П., Амтхауэра Р. Тест структуры интеллекта (TSI). Практикум по психологии личности - СПб., 2003 – С. 342-370.
  6. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. - СПб.: Речь, 2001. –112 с.
  7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998.
  8. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. –18 с.
  9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: 2002. – C.98-102.
  10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Издательство "Питер", 2000. – С.401-405.
  11. Дерманова И.Б. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб.: 2002. – С.142-146.
Тип выступления  Стендовый доклад
Ключевые слова  компетенции, оценка общекультурных компетенций, элементы компетенций, психодиагностические методики