Метод решения проблемы численной оценки общекультурных компетенций в вузе
Для оценки ОК представляется целесообразным использовать методики и тесты (таблица 1), которые автоматизированы и представлены множеством программных средств, например Экспериментально-диагностический комплекс (ЭДК) [2], Psychometric Expert [3], Maintest 4 [4]. Результатом выполнения тестов являются численные оценки элементов (составляющих) компетенций.
Существующие методики были разбиты на классы, соответствующие определенным компетенциям, при этом в этих классах были определены методы, позволяющие дать количественную оценку компетенций.
Результатом применения перечисленных методов оценки является набор параметров, характеризующих отдельные свойства (знания, навыки) выпускника.
Таблица 1. Компетенции и методы оценки
Компетенции |
описание элементов компетенций |
метод оценки |
мин.\макс. |
ОК–1 |
владение культурой мышления |
Тест структуры интеллекта Амтхауэра [5] |
мин=20 макс=80 |
способность к обобщению, анализу, восприятию информации |
Методика Кэттелла[6], [7] |
мин=1 макс=10 |
|
способность к постановке цели и выбору путей ее достижения |
Тест смысложизненных ориентаций Леонтьева[8] |
мин=1макс=7 |
|
ОК-2 |
умение логически верно и аргументировано строить устную и письменную речь |
Методика Кэттела [6], [7] |
мин=1 макс=10 |
ОК-3
и т.д. |
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе |
Методика Е.П. Ильина и П.А. Ковалева «Личностная агрессивность, и конфликтность» [10], [11] |
мин=0 макс=10 |
Уровень мотивации достижения (Мехрабиан)[9] |
мин=30 макс=210 |
Для оценки ОК используют разные методики с различными интервальными шкалами. Необходимо привести их к единой общепринятой шкале оценок от 1 до 5. Для каждой оценки по пятибалльной шкале поставим в соответствие определенный интервал из произвольной интервальной шкалы с минимальным значением равным a и максимальным значением равным b. Оценки могут принимать значения g=1,...,5, где gϵZ.
(1)
Представим результаты оценки в следующем виде: пусть Rezjk – множество результатов оценки элемента k общекультурной компетенции j, где j=1…n, k=1..h.
Rezjk ={Namek, OKj, Nmetodk, CHkr, Znachkr, Date, Student}, где Namek– название результата оценки элемента k ОК j, OKj– название ОК, Nmetodk – название метода, CHkr – множество выходных параметров k метода, Znachkr – множество оценок выходных параметров k метода, Date– дата проведения оценки ОК, Student- студент, чья ОК оценивается, k=1…h, r=1…l.
После применения метода Nmetodk для оценки OKj получается множество оценок Znachkr определенных выходных параметров (рис. 1). Эти оценки следует привести к единой взвешенной оценке.
Рис.1 Методики и выходные параметры ОК-3
Если r выходной параметр k метода точно совпадает с названием элемента компетенции j (таблица 1), то Rezjk= Znachkr.
Если названию k элемента ОК j соответствует несколько выходных параметров k метода, то .
Далее полученному результату Rezjk оценки k элемента ОК j следует сопоставить определенный интервал по формуле (1) и, следовательно, определенную оценку по пятибалльной шкале.
Поскольку для получения оценки ОК j можно использовать несколько методов, каждый из которых дает определенный числовой результат Rezjk, то для получения итоговой оценки j компетенции следует использовать формулу:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 «Информационные системы и технологии» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: утв. приказом М-ва обр. и науки РФ от 14 янв. 2010 г. № 25. URL: http://www. edu.ru/ db-mon/mo/Data/d_10/prm25-1.pdf (дата обращения: 25.02.2013).
- Экспериментально-диагностический комплекс (ЭДК) [Электронный ресурс]. URL: http://testpsy.net/ru (дата обращения: 12.09.2013).
- Psychometric Expert. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychometrica.ru (дата обращения: 12.09.2013).
- Cистема тестирования Maintest 4, HR-Лаборатория "Human Technologies". [Электронный ресурс]. URL: http://www.ht.ru/tests/maintest4/#tability (дата обращения: 12.09.2013).
- Елисеев О.П., Амтхауэра Р. Тест структуры интеллекта (TSI). Практикум по психологии личности - СПб., 2003 – С. 342-370.
- Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. - СПб.: Речь, 2001. –112 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. –18 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: 2002. – C.98-102.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Издательство "Питер", 2000. – С.401-405.
- Дерманова И.Б. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб.: 2002. – С.142-146.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Ключевые слова | компетенции, оценка общекультурных компетенций, элементы компетенций, психодиагностические методики |