Специализированное программное обеспечение в подготовке бакалавров "туризм" и "сервис"



Автор: Габдрахманов Нияз Камилевич, кандидат географических наук
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Профессионализм будущих сотрудников индустрии туризма и гостеприимства, во многом определяется организацией учебного процесса в высшем учебном заведении. От того на сколько он будет компетентен будет зависит его востребованность на рынке труда, его конкурентоспособность. Одним из факторов конкурентоспособности выпускника является использование в учебном процессе современных информационных технологий и специализированных информационных систем.

Статистика — штука многогранная. Она может сперва обрадовать ростом турпотока в 2010 году на 30 % по сравнению с прошлым годом — и тут же напрячь отчетливым увеличением числа «автономных туристов», которые не обращаются в турфирмы, организуя свой отдых самостоятельно. Или вот еще примечательная статистическая цифирь: количество вновь открываемых российских туристических агентств в 2010 году достигало 80 в день.

Далеко идущими выводами из всего этого пусть занимаются аналитики, мы же просто отметим два очевидных факта: во-первых, услуги турагентств пользуются растущим спросом, во-вторых — конкуренция между ними растет еще быстрее. Получается, что сегодняшняя программа-минимум российского агентства — удержаться на плаву, а программа-максимум — суметь «поймать волну» растущего рынка, подняться вместе с ним. В данной связи подготовка высококвалифицированных кадров в области туризма и гостеприимства является чрезвычайно острой. Подготовкой по программе специалитета и бакалавриата ведется практически во всех ВУЗах страны, однако какого качества будут выпускники волнует не каждого. Недоумение о подготовке кадров и их профессиональной компетенции встает у работодателя, который не готов и не собирается проводить обучение новых сотрудников.

Профессионализм сотрудников, четкое и глубокое знание популярных (и не только) направлений, умение отлавливать лучшие варианты — все эти качества необходимы турфирме, чтобы стабильно удерживать и постепенно наращивать самое главное свое богатство, пул постоянных клиентов. Необходимы, но не достаточны: каждому клиенту необходим личный подход. Ничуть не меньше, чем знание студентами курортов с отелями и умение красиво рассказать о них, он оценит тот факт, что вы помните обо всех его прошлых поездках, предпочтениях и желаниях. Чтобы максимально полно охватить все стороны взаимодействия со своими клиентами, агентству необходимы специализированные программные продукты в области туризма, гостеприимства, автоматизированного управления, принятия управленческих решений и специалист готовый использовать их внутренний потенциал на все 100%.

Использование всех эффективных каналов взаимодействия раньше ограничивались относили только телефонными звонками, электронной почтой, событиями и встречами, но с активным развитием веб-технологий появились и другие варианты: регистрационные формы на сайтах, системы корпоративного веб-чата, социальные сети и так далее.

Для принятия любого управленческого решения - от изменения размера скидки для постоянных клиентов до начала работы по новому направлению - необходима информация, на основании которой и будет решено, в каком направлении компании двигаться дальше. Будущий специалист должен быть готов не только принять грамотное управленческое решение, но и сделать это максимально быстро с использованием современных средств автоматизации. Способов получения информации множество: маркетинговые исследования, всевозможные опросы, но самый очевидный и удобный - это сбор и анализ данных, накапливаемых в процессе повседневной работы фирмы. Удивительно, как часто менеджеры и руководители пренебрегают теми информационными ресурсами, которые уже есть в их распоряжении.

Готовые технологические решения, которые сегодня все больше и больше начинают использоваться туристическими компаниями - это модули бронирования, устанавливаемые на сайт агентства. Технологически они представляют собой внешний модуль туристических поисковых систем. Форма поиска размещается на сайте туристического агентсва и для посетителей выглядит как система бронирования агентства, хотя реально туристы видят предложения туроператоров. Турист может найти то, что ему интересно, сравнить цены и забронировать подходящее предложение — при этом бронь будет отправлена от имени агентства, на чьем сайте установлен модуль.

Организацию учебного процесса таких специалистов нельзя ограничивать столь популярными офисными приложениями (хотя их роль неоспорима), нужно активно внедрять специализированные программные продукты, с которыми они обязательно столкнуться в своей карьере.

В настоящее время рынок IT-решений в туризме и гостеприимстве предлагает широкий выбор. Это и инструменты туроператоров, турагентсв, гостиничных комплексов, специализированные программные комплексы внутриофисной автоматизации турагентств, бухгалтерские программы и т.д. Именно поэтому современные курсы, отвечающие требованиям рынка -«Информационные технологии в туризме», «Информационные технологии в гостиничном деле», «Информационные технологии в сервисе»,  должны строиться с применением современных программных продуктов. Благо разработчики данных систем предусмотрели возможность безвозмездного использования данных продуктов в учебных целях. В качестве примера можно назвать программные продукты Samo-турагент, Samo-туроператор, Samo-Hotel(разработчик «Samo-soft»), Мастер-Тур, Мастер-Агент (разработчик Мегатек) и т.д.

Тип выступления  Устное выступление
Ключевые слова  информационные системы, туризм. гостиничное дело. сервис
Презентация доклада  Загрузить