Лицей "Физико-техническая школа" Санкт-Петербургского Академического университета



Автор:

Решение проблем подготовки  специалистов сферы ИТ в соответствии с профессиональными требованиями динамично меняющихся условийсовременной бизнес-среды, возможно путем поддержки тесных партнерских взаимоотношений с ведущим предприятиями  сектора IT и вузами страны и зарубежья.

Реалии развития сферы информационных технологий в России демонстрируют острую нехватку высококвалифицированных специалистов ИТ-сферы, широкого спектра квалификаций: от разработчиков программного обеспечения и новых информационных технологий до руководителей проектов по созданию и внедрению автоматизированных информационных систем предприятий (организаций) в различных областях человеческой деятельности.

Динамика развития сферы информационных технологий предполагает применение новых подходов к системе высшего профессионального ИТ-образования, поскольку требования со стороны сферы ИТ к содержанию подготовки специалистов существенно изменяются в процессе самой подготовки. Учебные планы по специальностям должны в той или иной мере учитывать требования работодателей, которые регламентируются профессиональными стандартами сферы ИТ. Кроме обязательного перечня знаний и навыков студенты должны учиться самостоятельного приобретать знания, которые на сегодняшний день особенно актуально для сферы ИТ.

В рамках решения выше обозначенной проблемы на кафедре "Прикладная информатика  в экономике" Поволжского государственного университета сервиса на протяжении последних пяти лет поддерживаются тесные партнерские отношения с ведущим предприятиями  сектора IT и вузами Российской Федерации и зарубежья.

Партнерами кафедры являются: Cisco Systems, Oracle Academy, Компания NetCracker, ПрограмМастер 1С:Франчайзинг, Лаборатория Касперского, Русенский университет им.Ангела Кънчева.

 Формы взаимодействия кафедры с ИТ-компаниями носят следующий характер:

·                     организация взаимодействия с предприятиями по вопросам учебных и производственных практик студентов;

·                     организация взаимодействия с предприятиями по вопросам трудоустройства выпускников кафедры;

·                     организация взаимодействия с предприятиями по вопросам временной занятости студентов университета;

·                     организация профориентационных мероприятий для студентов с привлечением работодателей и заинтересованных лиц;

·                     организация и проведение научно-исследовательских мероприятий;

·                     совместное обновление содержания образования.

С большинством предприятий-партнеров, заключены двусторонние договора о сотрудничестве. В рамках таких договоров предприятия предоставляют свои площади, технологии, оборудование, специалистов-консультантов, и пр.

Партнерство позволило:

·                     усилить связь кафедры с современной бизнес-средой через вовлечение работодателей в образовательный процесс и  научно-исследовательские проекты;

·                     обеспечить оценку качества образовательных программ и эффективность подготовки выпускников партнерами;

·                     построить систему постоянного мониторинга текущих и прогнозирование перспективных потребностей рынка труда ИТ-сферы; усилить роль предприятий в обучении компетенциям, отвечающим конкретным требованиям производства;

·                     привлечь студентов в систему дополнительного образования, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации.

Используемый подход позволяет ориентировать студентов на уровень запросов российского ИТ-рынка, а дальнейшее развитие комплексного сотрудничества с предприятиями и организациями путем объединения интеллектуального потенциала, материальных, финансовых и корпоративных ресурсов партнеров позволит повысить конкурентоспособность выпускников ИТ-специальностей университета на ИТ-рынке.

С сожалением, стоит отметить, что основная масса базовых промышленных предприятий и организаций во взаимоотношениях с учебным заведением не проявляют должной заинтересованности в налаживании эффективных взаимовыгодных партнерских отношений с образовательными учреждениями. И такая ситуация еще более усугубляется в моногородах.