Опыт Высшей школы ИТИС: грантовая система, сотрудничество с индустрией



Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Технопарк инноваций науке и образовании"
Рассказывается об опыте Высшей школы информационных технологий и информационных систем в сфере сотрудничества с предприятиями отрасли компьютерных и информационных технологий. Затрагивается тема новых возможностей, которые открылись для предприятий отрасли в связи с Программой повышения конкурентоспособности российских вузов ("Программа 5/100"). Дается обзор опыта применения грантовой системы.
Времена, когда студенты не знали, чем заняться, а преподаватели выдумывали им скучные курсовые, прошли. Скажите вузам, чем мы Вам можем помочь?

1. ИсторическаясправкаИТИС

Высшая школа информационных систем и информационных технологий (ИТИС) - это факультет, созданный в Казанском федеральном университете в 2010 году, по инициативе ректора КФУ И.Р. Гафурова, Н.А. Никифорова, занимавшего в то время пост Министра информатизации и связи Республики Татарстан, а также ряда компаний, работавших в нашем регионе. В рамках открытого в 2011 году бакалавриата на базе референтной программы по направлению "Прикладная информатика", разработанной АПКИТ, был набран первый поток  студентов – 40 человек.

 

В основе концепции Высшей школы ИТИС лежат три принципа:

-     Грантовая система финансирования обучения студентов,

-     Тесное сотрудничество с индустрией в учебном процессе,

-     Прикладные исследования, ориентированные на актуальные потребности предприятий.

 

Сегодня Высшая школа ИТИС набирает на первый курс более 200 студентов. Открыта магистратура по направлению "Программная инженерия". Работают аспиранты.

 

2. Грантоваясистема

Суть грантовой системы состоит в том, что все обучение строится на коммерческой основе. При этом талантливые студенты получают возможность обучаться бесплатно, независимо от их финансового положения. В основе грантовой системы лежат всего 3 принципа:

1.      При поступлении абитуриентов гранты распределяются на основании баллов ЕГЭ. Не совсем точный, но совершенно объективный критерий. Деканат не может вмешиваться в распределение грантовых  мест.

2.      Каждый год гранты перераспределяются на основании академических показателей студентов (рейтинга). Снова деканат не имеет возможности выбирать студентов, которые будут переведены на грант.

3.      Студент теряет грант, если не сдает сессию успешно.

 

В итоге, получается работающая система финансирования образовательного процесса, обладающая следующими особенностями:

1.      Грантовая система не противоречит Закону об образовании. Следовательно, ее применение в вузе для финансирования обучения студентов возможно.

2.      Грантовая система обеспечивает прозрачность использования привлеченных финансов. Независимо от того, государственные ли это деньги, или деньги частного партнера, всегда можно отследить, чьи деньги, на кого именно были потрачены. Так как с каждым студентом заключается индивидуальный договор.

3.      Грантовая система служит входным фильтром. В ИТИС учатся совершенно особенные студенты, они, по признанию преподавателей, отличаются от студентов других факультетов. Среди грантовиковИТИС нет незамотивированных, не желающих учиться, сдавших ЕГЭ случайно, или нечестным способом. Такие абитуриенты предпочитают другие вузы и факультеты, где стандартные бюджетные места обеспечивают большую стабильность, независимо от академических успехов.

4.      Грантовая система постоянно мотивирует студентов. Несдача сессиисразу лишает студента гранта. Если студент стал учиться хуже, и спустился в рейтинге, его грант переходит к другому, кто, наоборот, стал учиться лучше. Таким образом, создается здоровая соревновательная среда.

5.      Грантовая система - это самый простой и прямой способ привлечения негосударственного финансирования образования. Ведь не секрет, что одних только денег государства не хватит, чтобы обеспечить мировой уровень российского образования. При этом, у частных партнеров не возникает вопросов, на что именно были потрачены их деньги.

6.      Грантовая система успешно применяется в Европе и Соединенных Штатах для финансирования одаренных студентов, чьи финансовые возможности не позволяют оплатить обучение самостоятельно. Вопреки распространенному заблуждению, большинство магистрантов в Гарварде учатся бесплатно, а вот детей российских олигархов там не сыскать. Так что коммерциализация образования не означает ограничения доступа к высшему образованию для малоимущих, как раз наоборот! Грантовая система позволяет платить только за тех студентов, которые этого, действительно достойны. Таким образом, средства, вкладываемые в систему образования, расходуются рационально.

 

3. ОбразованиеинаукавИТИС

Учебный процесс и научные исследования в Высшей школе ИТИС плотно связаны с индустрией. Сегодня в ИТИС работает более 20-ипромышленных лабораторий, в которых студенты обучаются, начиная со 2-го курса. К 3-му курсу 100% наших студентов трудоустроены по профилю и получают заработную плату, за работу, выполняемую в рамках учебного процесса. Дисциплины профессионального цикла студенты изучают только у практикующих инженеров. Каждый семестр учебный план корректируется в соответствии с замечаниями и пожеланиями компаний - будущих работодателей наших студентов. Таким образом, обеспечивается полное соответствие учебных планов требованиями рынка. Наших студентов уже ждут их работодатели!

 

Научный процесс также завязан на промышленность. Мы ищем и находим открытые неисследованные задачи, стоящие перед предприятиями нашего региона и международными компаниями. Среди них такие компании, как HP, Fujitsu, Samsung и др. Вокруг решения этих задач формируются наши научные группы. В ИТИС нет абстрактных научных задач: увсего, что мы делаем в плане науки, есть конкретный заказчик.

 

4. Исследовательскийцентрмировогоуровня

Казанский федеральный университет находится среди 19-ти исследовательских организаций Российской Федерации, выигравших конкурс на создание исследовательских центров мирового уровня в области информационных технологий. В этом списке всего 3 классических университета: МГУ, КФУ и УрФУ. Эти вузы получают дополнительное финансирование исследований в области ИКТ.

 

В рамках Центра выбраны следующие направления исследований:

-     Большие данные;

-     Робототехника;

-     Автоматизация интеллектуального труда;

-     Человеко-машинные интерфейсы.

 

5. Вконтекстеглобальногоконкурентоспособногороссийскогоуниверситета

Казанский федеральный университет также выиграл конкурс на участие в программе 5/100. В рамках этой программы 5 российских вузов должны попасть в первую сотню мировых университетов к 2020 году. Университеты-победители получили дополнительное финансирование на развитие приоритетных направлений. Одним из 4-х приоритетных направлений КФУ являются инфокоммуникационные технологии. Те самые 4 направления, выбранные в рамках Исследовательского центра мирового уровня. Таким образом, направление ИКТ в КФУ получает тройную поддержку. Дело в том, что это же самое направление было выбрано в качестве приоритетного в рамках Программы развития федеральных университетов. Что это значит?

1. Казанский федеральный университет становится конкурентоспособным вузом в мировом контексте. На этом пути важная роль отводится таким "возмутителям спокойствия" как Высшая школа ИТИС и взаимодействию КФУ с индустрией. В нашем случае, с индустрией компьютерных и информационных технологий.

2. Ведущий российский Университет сегодня - это не нахлебник и довесок индустрии. Это равноправный партнер, который хочет сотрудничать с бизнесом. И главное: может быть полезен!

3. Сегодня наиболее передовые вузыготовы решать Ваши проблемы, исследовательские задачи. Именно сегодня мы определяем дальнейшую стратегию развития Университета. Именно сейчас мы выбираем те отрасли ИКТ, в которые мы будем вкладывать деньги и человеческие ресурсы. Времена, когда студенты не знали, чем заняться, а преподаватели выдумывали им скучные курсовые, прошли.

Скажите нам, чем мы Вам можем помочь?

Тип выступления  Устное выступление
Ключевые слова  ИКТ, грантовая система, университет, образование, наука