Учебно-исследовательские лаборатории как эффективная модель взаимодействия университетов с ведущими ИТ-компаниями



Авторы: Кияев Владимир Ильич 1, кандидат физико-математических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ
Гергель Виктор Павлович 2, доктор технических наук, профессор
Одинцов Игорь Олегович 3
Фадина Лариса Михайловна 4
Умнов Алексей Львович 5, Заведующий лабораторией ФОТ БС, доцент
Нестеренко Людмила Всеволодовна 6, Директор ИТЦ МФТИ
1 ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств", 2 Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, 3 Intel , 4 Intel , 5 Нижегородский государственный университет, радиофизический факультет, 6 Московский государственный физико-технический университет

Бурное развитие информационных технологий предъявило новые требования к организации образования в ИТ-сфере ‒при этом требования к уровню образования диктуют потребности ИТ-индустрии. Многие компании сформировали академические программы, в рамках которых они организовали взаимовыгодное взаимодействие с ведущими университетами России. Одной из форм такого взаимодействия стала организация в университетах учебно-исследовательских лабораторий, действующих при технической и финансовой поддержке ИТ-компаний.

В замечательной книге «Выживают только параноики» один из основателей корпорации Intel Эндрю Гроув отметил, что в 2000-м году компания объявила о планах создать 4 лаборатории в крупнейших университетах России. В течение 2000-2004 годов при участии Intelбыли созданы 6 лабораторий в университетах Нижнего Новгорода, Москвы, Сарова, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Учебную и научную деятельность в лабораториях  проводят ведущие ученые и преподаватели университетов.  Стажерами лабораторий на добровольной основе являются студенты, аспиранты и молодые ученые.   

Основой миссии лабораторий была и остается подготовка ИТ-специалистов высокого уровня в широком спектре ИТ-специальностей. В рамках деятельности лабораторий сложились базовые принципы и методологические основы образовательного процесса: курсы лекций и практикумов (дополнительные к плановым), проведение летних и зимних школ в университетах, участие стажеров в реальных проектах Intel, в международных и российских конференциях с научными докладами по результатам совместных проектов, в сертификационных программах Intel.

Более чем десять лет работы лабораторий показали эффективность сложившейся модели. Подготовлены учебные курсы практически по многим актуальным направлениям в ИТ-сфере ‒от высокопроизводительных вычислений и работы со сверхбольшими массивами данных до разработки программных приложений для мобильных платформ [1,2]. При этом максимально использовались архитектуры и инструменты, предоставляемые для учебных и проектных работ корпорацией Intel. Учебные курсы и практикумы, мастер-классы и материалы школ выложены на сайтах лабораторий, в разделе «Академии Intel» на  портале ИНТУИТ (intel.intuit.ru).

Стажеры лабораторий успешно выступали на престижных конференциях, не раз побеждали в международных ИТ-конкурсах. Компания Intel получила десятки подготовленных интернов, которые стали сотрудниками компании. К сожалению, заданный объем статьи не позволяет привести многочисленные количественные показатели, убедительно доказывающие состоятельность и эффективность успешно развиваемой модели.

Список использованных источников
  1. Корняков К.В., Мееров И.Б. и др. Инструменты параллельного программирования в системах с общей памятью. Изд-во Нижегород. ун-та. 2010. ―201 с.
  2. Амелин К.С., Граничин О.Н., Кияев В.И. Введение в разработку приложений для мобильных платформ. СПб, ВВМ. 2011. ― 507 с.
Тип выступления  Устное выступление