ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ВЫЗОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: О РАЗВИТИИ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКО-ГО ВУЗА И IT-КОМПАНИЙ



Автор: Брыксина Ольга Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ
ФГБОУ ВПО "Поволжская государственная социально-гуманитарная академия"
В докладе анализируется практический опыт выстраивания партнерских отношений педагогического вуза и IT-компаний, реализации совместных образовательных проектов с компаниями Microsoft, Intel и др.
Время, в котором мы живем, - время активных перемен в экономической и политической жизни нашей страны, эпоха технологической революции и лавинообразного роста нового знания… Появление новых вызовов времени диктует и новые требования к содержанию, условиям реализации и результатам образовательного процесса на всех его ступенях...

Время, в котором мы живем, - время активных перемен в экономической и политической жизни нашей страны, эпоха технологической революции и лавинообразного роста нового знания… Появление новых вызовов времени диктует и новые требования к содержанию, условиям реализации и результатам образовательного процесса на всех его ступенях.

В указанном аспекте актуальность использования средств информационно-коммуникационных технологий, интеграция их в образовательный процесс не вызывает сомнения. Вполне естественно, что успешность этого процесса будет определяться уровнем сформированности ИКТ-компетентности педагога. ИКТ-компетентность педагога, его готовность к внедрению средств информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс – ответ на вызов информационного общества.

И подготовить такого педагога можно только при условии консолидации усилий ученых-дидактов, преподавателей педагогических вузов, представителей компаний-разработчиков этих средств (программных и аппаратных). Только в этом случае мы можем реализовать принцип опережающего обучения, формируя ИКТ-компетентность выпускника педагогического вуза.

Понимая это, специалисты кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» выстраивают многоплановые партнерские отношения с различными IT-компаниями.

Так, например, на более высокий уровень ИКТ-подготовки будущих учителей удалось выйти в результате участия в программе Microsoft IT Academy и созданием виртуального кампуса академии на базе инновационной платформы Microsoft Live@Edu. ПГСГА стала стартовой площадкой среди вузов Самарской области, которая внедрила технологию Live@Edu, и первым стратегическим партнером Microsoft в регионе.

Сегодня на базе кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании создан Учебный центр проекта «Твой курс: ИТ для молодежи», который проводится в России компаниями Microsoft и PH International ("Прожект Хармони, Инк") совместно с партнерскими организациями с 2012 года в рамках глобальной инициативы Microsoft YouthSpark.

Проект реализуется через проведение профориентационных занятий, конкурсов, семинаров и курсов по основам программирования и других учебных треков для учащихся школ и высших учебных заведений на базе центров «Твой курс» и их партнерских площадок. Именно поэтому одним из условий реализации проекта является развитие партнерских отношений с различными образовательными учреждениями. И на сегодняшний день в Центре «Твой курс» ПГСГА уже создано четыре партнерские площадки, возглавляемые выпускниками факультета математики, физики и информатики.

Идет активная работа волонтерских отрядов. Для студентов 1 и 2 курсов это первый профессиональный опыт, который, по мнению руководителей площадок, был весьма удачным. Поскольку большая часть участников проекта – мальчики, то они с большим интересом общались с волонтерами-юношами.

Одним из реальных направлений такой практикоориентированной профориентационной работы на начальной и основной ступенях общего образования стало внедрение пропедевтического курса изучения визуального языка программирования Kodu, предназначенного для создания компьютерных игр.

Еще один важный аспект ИКТ-подготовки будущего педагога, сформулированный во ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» в виде общекультурной компетентности, - это готовность студента осознавать опасности и угрозы, возникающие в процессе информационного обмена, соблюдать основные требования информационной безопасности (ОК-12).

Именно поэтому Поволжская государственная социально-гуманитарная академия и ЗАО «Лаборатория Касперского» заключили соглашение о взаимном оказании услуг в области развития систем информационной безопасности и популяризации знаний в области информационной безопасности, в частности о проведении курса по антивирусной безопасности в рамках учебной программы «Академии Касперского».

Цель программы – распространение передовых знаний и опыта в области защиты информации от современных компьютерных угроз, модернизация учебного процесса в соответствии с потребностями рынка и обеспечение доступным комплексом антивирусной защиты в системе высшего, послевузовского и дополнительного образования.

В плане формирования профессиональной компетентности будущего учителя значимой для вуза стала и реализация программы компании Intel® «Обучение для будущего», синтезирующей преимущества проектно-исследовательского метода и возможности информационно-коммуникационных технологий.

Эта программа, синтезирующая преимущества проектно-исследовательского метода и возможности информационно-коммуникационных технологий, имеет особое значение для студентов и преподавателей ПГСГА.

Благодаря участию в программе студенты получают учебно-методическое сопровождение в виде печатных материалов и на электронных носителях, им становятся отрыты методические ресурсы на сайте программы (www.iteach.ru), принимают участие в вебинарах, творческих конкурсах, изучают передовой педагогический опыт и накапливают собственный.

Есть интересный опыт сотрудничества ПГСГА и разработчика АСУ РСО на основе продукта «Сетевой Город. Образование» Закрытое акционерное общество «ИРТех», направленный на освоение будущими педагогами инновационного менеджмента с использованием информационных систем.

Таким образом, в результате развития партнерских отношений с IT-компаниями кафедра ИКТ в образования ПГСГА на сегодняшний день имеет достаточно высокий дидактический потенциал для расширения спектра ИКТ-компетенций будущего педагога, касающихся его технологической и методической подготовки, готовности к организации и сопровождению образовательного процесса современными средствами ИКТ.

Тип выступления  Устное выступление
Ключевые слова  ИКТ-компетентность педагога, IT-компании, партнерство, образовательные проекты