Актуальные проблемы в организации дистанционного обучения
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Диков А.В.
Пензенский государственный университет, Пенза, Россия
На физико-математическом факультете ПГУ начал работать спецкурс "Дистанционные технологии управления обучением". Задача – научить студентов разрабатывать обучающие курсы и проводить их. Первая задача связана с формированием содержания обучения и требует от студентов, в первую очередь, умения собирать учебный материал из Всемирной паутины, компоновать его и при необходимости преобразовывать. Однако все эти действия не должны нарушать закон Российской Федерации об авторском праве. В последние годы в России остро стоит вопрос о плагиате, часто обнаруживаемом в диссертационных исследованиях. Поэтому большое внимание на спецкурсе необходимо уделять вопросу прав на использование заимствованных материалов в разрабатываемом дистанционном курсе.
Из правовых документов известно какими действиями можно нарушить авторское право. Очень важным является наличие соглашения, которым сопровождается общедоступный материал. В связи с бурным ростом социальных медиа-сетей, где огромное число людей пожелало выложить для всеобщего пользования свои авторские любительские медиа-материалы, появилась лицензия CreativeCommons. Она идеально подходит для распространения электронного контента в сфере образования и науки.
Учебные материалы, опубликованные во Всемирной паутине под свободной лицензией, называются открытыми образовательными ресурсами (ООР). Именно эти материалы могут легально использоваться студентами в разрабатываемом дистанционном курсе.
Кроме ООР Всемирная паутина поддерживает технологию виджетов. Виджет – это одновременно и ссылка на объект авторского права и его копия, но если материал исчезает с сайта правообладателя, то автоматически это же происходит и с виджетом. В Вебе существует огромное число социальных сервисов, предлагающих пользователям копировать код для встраивания виджетов на хранящийся медиа-ресурс.
Эти вопросы обязательно надо обсуждать со студентами перед созданием содержимого дистанционного курса.
Вторая проблема разработки обучающего курса – это методы обучения или, точнее, педагогика. Хорошо известно, что в нашей стране в основном распространена и в общеобразовательной, и в высшей школе репродуктивная авторитарная педагогика. Именно в рамках этой педагогики обучались студенты и, как следствие, они пытаются воспроизвести методы обучения хорошо знакомой им педагогики. Однако современное общество динамично развивается, и в связи с возникновением сетевых информационных ресурсов и новых инструментов межличностного взаимодействия существует запрос на новую педагогику – педагогику сотрудничества и педагогику конструктивизма, а также педагогику коннективизма. Несмотря на то, что дистанционные системы управления обучением могут поддерживать одновременно различные педагогики, очень важно показать студентам-разработчикам дистанционных курсов существование альтернативных методов обучения и их значимость и эффективность в сложившихся условиях перехода к рыночной экономике и построения информационного общества.
Ключевые слова | дистанционное обучение |