ОБРАЗОВАНИЕ 3.0 В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ
Содержание профессиональной подготовки современных ИТ-специалистов состоит из двух составляющих:
- базовой части, включающей в себя основополагающие математические компетенции и базовые знания основ информационных технологий;
- вариативной части, которая включает в себя компетенции по освоению новых направлений информационных технологий.
Формирование компетенций вариативной составляющей требует формирования динамичной образовательной среды, соответствующей характеру стремительно развивающейся профессиональной среды ИТ-специалистов.
Хорошая подготовка студентов в области ИТ позволяет им во многом самостоятельно формировать свою образовательную среду, тем самым привнося в подготовку ИТ- специалистов элементы Образования 3.0 (Education3.0), т.е. личностно- ориентированного образования на основе веб-технологий.
Формирование Образования 3.0 происходит на основе следующих процессов:
- студенты активно пользуются возможностями мобильного обучения;
- они организованы в социальных сетях, активно используют их для образовательных коммуникаций;
- для них виртуальное образовательное пространство является обычной средой для обучения.
Большинство современных студентов технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в образовании, и необходимо рассматривать новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильного обучения [1].
Взаимодействие студентов в социальных сетях способствует развитию некоторых компетенций высшего профессионального образования [2]. Социальные сети предоставляют широкие возможности для организации обучения, позволяя изменить форму образовательного процесса – аудиторную, обычно репродуктивную учебную деятельность преобразовать в продуктивную, творческую. В социальной сети преподаватель имеет возможность расширить и изменить содержание дисциплины в рамках образовательных стандартов, организовать индивидуализированные, групповые и коллективные формы учебной деятельности, организовать контроль и самостоятельную работу студентов, эффективно решать образовательные задачи в рамках преподаваемой дисциплины.
В настоящее время мы наблюдаем следующий феномен: студенты активно пользуются возможностями мобильного обучения, они организованы в социальных сетях, активно используют их для обмена учебной информацией, и готовы видеть в них преподавателей, которые присутствуют в социальных сетях достаточно слабо и практически не используют их для своей работы. [3,4].
Учебные планы подготовки современных ИТ- специалистов включают в себя веб-ориентированные дисциплины, учебное содержание которых быстро изменяется в соответствии с развитием сети Интернет, что требует постоянного обновления соответствующих учебных ресурсов [5]. Преподаватели могут создавать необходимые образовательные ресурсы вместе со студентами, используя современные программные средства и коммуникационные каналы, тем самым развивая технологии сотрудничества в обучении. Создание такого рода ресурсов позволяют формировать виртуальную образовательную среду, обладающую свойствами, соответствующую характеру профессиональной подготовки современных ИТ-специалистов [6].
Таким образом, преподаватели могут использовать во многом эмпирически сложившуюся «инфраструктуру» Образования 3.0 для достижения образовательных целей.
- И.Н. Голицына, Н.Л. Половникова Мобильное обучение как новая технология в образовании // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». - 2011. - V.14. - №1. - С.241-251. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v14_i1/html/1.htm
- Голицына И.Н. Социальное программное обеспечение в современном профессиональном образовании // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». - 2012. - V.15. - №4. - С.515-526. - ISSN 1436-4522. URL: http://grouper.ieee.org/groups/ifets/russian/depository/v15_i4/pdf/11.pdf
- И.Н. Голицына Социальные сети как виртуальное образовательное пространство. – Школьные технологии. – 2013. -№4. –С.146 -154.
- Голицына И.Н. Самоорганизация студентов в социальных сетях. // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. Выпуск № 1(11), 2013. Материалы V Международной научно-практической конференции «Электронная Казань – 2013». –Казань, УНИВЕРСУМ, 2013. – С.99-105.
- Irina N. Golitsyna Creation of e-learning resources for Web-oriented disciplines // 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL), 25-27 September 2013, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia. – pp.266 - 275. 978-1-4799-0152-4/13/$31.00 ©2013 IEEE
- И.Н. Голицына, А.Н. Афзалова. Формирование образовательной среды ИТ-специалистов на основе веб-технологий // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». – 2012. - Том 15. - №3. - C. 424-433. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
Тип выступления | Устное выступление |
Ключевые слова | Образование 3.0, мобильное обучение, социальные сети, виртуальная образовательная среда |