ОБРАЗОВАНИЕ 3.0 В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ



Автор: Голицына Ирина Николаевна, кандидат физико-математических наук, доцент
Казанский (Приволжский) федеральный университет
В статье обсуждается возможность использования элементов Образования 3.0 в профессиональной подготовке современных ИТ - специалистов.

 

Содержание профессиональной подготовки современных ИТ-специалистов состоит из двух составляющих:

  • базовой части, включающей в себя основополагающие математические компетенции и базовые знания основ информационных технологий;
  • вариативной части, которая включает в себя компетенции по  освоению новых направлений информационных технологий.

Формирование компетенций вариативной составляющей требует формирования динамичной образовательной среды, соответствующей характеру  стремительно развивающейся профессиональной среды ИТ-специалистов.

Хорошая подготовка студентов в области ИТ позволяет им во многом самостоятельно  формировать свою образовательную среду, тем самым привнося  в подготовку ИТ- специалистов элементы Образования 3.0 (Education3.0), т.е. личностно- ориентированного образования на основе веб-технологий.

Формирование Образования 3.0 происходит на основе следующих процессов:

  • студенты активно пользуются возможностями мобильного обучения;
  • они организованы в социальных сетях, активно используют их для образовательных коммуникаций;
  • для них виртуальное образовательное пространство является обычной средой для обучения.

Большинство современных студентов технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в образовании, и необходимо  рассматривать новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильного обучения [1].

Взаимодействие студентов в  социальных сетях способствует развитию некоторых компетенций высшего профессионального образования [2]. Социальные сети предоставляют широкие возможности для организации обучения, позволяя изменить форму образовательного процесса –  аудиторную, обычно репродуктивную учебную деятельность   преобразовать в продуктивную, творческую. В социальной сети преподаватель имеет возможность расширить и изменить содержание дисциплины в рамках образовательных стандартов, организовать индивидуализированные, групповые и коллективные формы учебной деятельности, организовать контроль и самостоятельную работу студентов, эффективно решать образовательные задачи в рамках преподаваемой дисциплины.

В настоящее время мы наблюдаем следующий феномен: студенты активно пользуются возможностями мобильного обучения, они организованы в социальных сетях, активно используют их для обмена учебной информацией, и готовы видеть в них преподавателей, которые присутствуют в социальных сетях достаточно слабо и практически  не используют их для своей работы. [3,4].

Учебные планы  подготовки современных ИТ- специалистов включают в себя веб-ориентированные дисциплины, учебное содержание  которых быстро изменяется в соответствии с развитием сети Интернет, что требует постоянного обновления соответствующих учебных  ресурсов [5]. Преподаватели могут создавать необходимые образовательные ресурсы вместе со студентами, используя современные программные средства и коммуникационные каналы, тем самым развивая технологии сотрудничества в обучении. Создание такого рода ресурсов позволяют формировать виртуальную образовательную среду, обладающую свойствами, соответствующую характеру профессиональной подготовки современных ИТ-специалистов [6].

Таким образом, преподаватели могут использовать во многом эмпирически сложившуюся «инфраструктуру» Образования 3.0 для достижения образовательных целей.

Список использованных источников
  1. И.Н. Голицына, Н.Л. Половникова Мобильное обучение как новая технология в образовании // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». - 2011. - V.14. - №1. - С.241-251. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v14_i1/html/1.htm
  2. Голицына И.Н. Социальное программное обеспечение в современном профессиональном образовании // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». - 2012. - V.15. - №4. - С.515-526. - ISSN 1436-4522. URL: http://grouper.ieee.org/groups/ifets/russian/depository/v15_i4/pdf/11.pdf
  3. И.Н. Голицына Социальные сети как виртуальное образовательное пространство. – Школьные технологии. – 2013. -№4. –С.146 -154.
  4. Голицына И.Н. Самоорганизация студентов в социальных сетях. // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. Выпуск № 1(11), 2013. Материалы V Международной научно-практической конференции «Электронная Казань – 2013». –Казань, УНИВЕРСУМ, 2013. – С.99-105.
  5. Irina N. Golitsyna Creation of e-learning resources for Web-oriented disciplines // 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL), 25-27 September 2013, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia. – pp.266 - 275. 978-1-4799-0152-4/13/$31.00 ©2013 IEEE
  6. И.Н. Голицына, А.Н. Афзалова. Формирование образовательной среды ИТ-специалистов на основе веб-технологий // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». – 2012. - Том 15. - №3. - C. 424-433. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
Тип выступления  Устное выступление
Ключевые слова  Образование 3.0, мобильное обучение, социальные сети, виртуальная образовательная среда