Практика преподавания IT-дисциплин в формате «blended learning» в Новосибирском государственном университете (НГУ)
Преподавание в традиционной очной форме все чаще замещается сегодня различными формами смешанного обучения, при которых значительная роль отводится технологиям дистанционного, электронного обучения. Это обусловлено как повсеместным проникновением информационных технологий во все сферы жизни общества, так и вызываемым им изменением психологии и мышления участников образовательного процесса.
Соответствующие инновационные изменения в образовательном процессе школы и вуза необходимы не только потому, что, благодаря широким IT-возможностям, снимаются временные и пространственные ограничения для учащихся и преподавателей и множатся форматы учебного материала. Образование сегодня должно вестись по-новому для формирования у студентов новых компетенций, необходимых для адаптации и активной деятельности как в нынешнем стремительно развивающемся и изменяющемся обществе, так и обществе завтрашнего дня.
Реализация учебного процесса в единстве очных и дистанционных форм обучения известна во всем мире как смешанное обучение или обучение в формате «blended learning». Мировая практика подтверждает эффективность формата «blended learning», разработаны и опробованы различные модели «blended learning».
Обучение в формате «blended learning» требует наличия в образовательном учреждении развитой технической, технологической и учебной базы, а от преподавателей - достаточной IT-компетентности и способности разработки конкретных моделей обучения. Мировая практика уже познакомила нас с такими моделями «blended learning», как «Rotation», «FacetoFace Driver», «Flex», «Selfblend» и др.
Модели смешанного обучения активно опробуются в Новосибирском государственном университете (НГУ) на Факультете информационных технологий (ФИТ НГУ) в преподавании ряда IT-дисциплин на кафедре Систем информатики. Так, например, преподается спецдисциплина «Технология создания информационных систем. Бизнес-моделирование» с использованием известной модели «Rotation». Электронное обучение сочетается при этом с очными занятиями в компьютерном классе. В качестве учебной базы для проведения курса разработан и размещен в сети комплект учебно-методических материалов в составе:
- Интерактивный электронный учебник
- Презентации в формате PowerPoint
- Видеоматериалы (учебный фильм)
- Комплекс лабораторных работ
- Тесты
- Вопросы и задания
Практика показала, что обучение в формате «blended learning» высокоэффективно как для высшей, так и средней школы. Кафедра имеет удачный опыт дистанционной подготовки школьников к ЕГЭ по информатике в сочетании с очными занятиями и использованием технологий виртуальных миров.
- М.Л. Кондакова, Е.В. Латыпова «Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности», Вестник Образования, 29.05.2013
- Травкин И.Ю. Массовые открытые онлайн-курсы: американская модель и перспективы ее развития [Электронный ресурс] // Networked Environments for Lifelong Learning. 03.01.2014. URL: http://nelll.ru/static/pubs/2014/xmoocs
- Материалы Международной конференции «Экосистема современного образования», Москва, июнь 2013 г.
- «Об опыте разработки и внедрения в учебный процесс систем и сценариев виртуальной реальности», М.М.Лаврентьев и др., Материалы 4-й Международной конференции «Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Общая топология. Проблемы математического образования», Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва, 25-29 марта 2013 г.
Тип выступления | Устное выступление |
Ключевые слова | blended learning |