Адаптивные обучающие системы: современные решения
Онокой Л.С.
Адаптивные обучающие системы: современные решения
Разработка адаптивных обучающих программных комплексов на основе законов дидактики и компетентностного подхода является в настоящее время актуальной задачей.
Известно, что адаптация, как процесс приспособления к объекту управления имеет несколько иерархических уровней, соответствующих различным этапам управления обучаемым:
· параметрическая адаптация реализуется путем настройки значений параметров модели обучаемого на его текущее состояние;
· структурная адаптация реализуется путем перехода от одной структуры к другой, структуры должны быть родственными между собой, но отличаться набором параметров и связей между ними. Такая структурная адаптация называется адаптацией по статической структуре. Другим способом реализации структурной адаптации является адаптация по функциональной структуре, что предполагает изменение функций управления программой обучения, т.е. изменение схемы взаимодействия системы и обучаемого.
· адаптация объекта управления. Всякий объект представлен в системе ограниченной моделью, все не попавшие в модель параметры и структуры считаются внешней средой. Данная адаптация реализуется путем расширения модели за счет добавления в нее новых параметров или структур из внешней среды;
· адаптация целей реализуется за счёт выбора нового множества целей из множества возможных целей, определенных априори в системе. Все предыдущие уровни адаптации направлены на достижение целей, поставленных перед системой.
Выделяются следующие характеристики пользователя обучающей системы, важные для ее адаптации:
• цель (или задача) пользователя;
• уровень его знаний;
• уровень его подготовки;
• имеющийся опыт работы пользователя с данной гипермедиа-системой;
• набор (система) предпочтений пользователя;
• личностные характеристики пользователя;
• характеристики пользовательской среды.
Целью различных интеллектуальных обучающих систем является использование знаний о сфере обучения, обучаемом и о стратегиях обучения для обеспечения гибкого индивидуализированного обучения. Для ее достижения традиционно используются следующие основные технологии: построение последовательности курса обучения, интеллектуальный анализ ответов обучаемого и интерактивная поддержка в решении задач. В группу технологий интеллектуальных адаптаций сетевых обучающих систем входит также технология, получившая название подбора моделей обучаемых (или просто подбор моделей).
Что касается сетевых систем, то в них адаптация может состоять в настройке содержания очередной страницы (адаптация на уровне содержания) или в изменении ссылок с очередной страницы, индексных страниц и страниц карт (адаптация на уровне ссылок).
- Brusilovsky P. Adaptive educational systems on the World Wide Web. In: Ayala, G. (ed.) Proc. of Workshop "Current Trends and Applications of Artificial Intelligence in Education" at the 4th World Congress on Expert Systems, Mexico City, Mexico, ITESM (1998) 9-16.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Ключевые слова | Адаптивная обучающая система, адаптация, модель обучаемого, параметрическая адаптация, структурная адаптация, адаптация целей, адаптация объекта управления. |