Платформа e-Learning в информационно-образовательной среде вуза



Автор: Юрченко Татьяна Владиславовна, кандидат педагогических наук, Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2011 года в Сочи (2012)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет"

Информационно-образовательная среда вуза в современных условиях выходит за рамки реальных лекционных аудиторий, практических исследовательских центров и лабораторий. Инновационные технологии электронного обучения открывают доступ к ней участникам образовательного процесса везде, где есть доступ во всемирную сеть Интернет. Благодаря этому процесс обучения в вузе возможен в любое время и в любом месте (anywhere, anytime).

При всех очевидных преимуществах применения технологий e-Learningпродолжает объективно существовать проблема, связанная с обеспечением качества получаемого в таких условиях высшего образования. Важная роль вузов состоит в решении задачи устойчивого обеспечения качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Во многих современных вузах применяются технологии электронного обучения (e-Learning), реализуемые на одной из распространенных платформ дистанционного обучения. При рассмотрении преимуществ и недостатков популярных в вузах систем (ПРОМЕТЕЙ, Moodle, WebCT, АВАНТА и eLearning Server 3000) был сделан вывод, что одной из наиболее подходящих для внедрения в ННГАСУ является система дистанционного обучения Moodle. Существует возможность бесплатного использования системы, изменения ее кода в соответствии с необходимыми задачами, возникающими в процессе образовательной деятельности вуза.

Преподавателями кафедры прикладной информатики и статистики был разработан и осуществлен цикл обучающих семинаров для преподавателей кафедр, которые были заинтересованы внедрением технологий электронного обучения в преподавание отдельных дисциплин (в первую очередь, кафедры иностранных языков I и II, кафедра международного менеджмента). По окончании семинаров была организована консультативная помощь преподавателям – участникам семинаров в рамках внедрения тестовых материалов по отдельным дисциплинам в систему дистанционного обучения Moodle и создания обучающих курсов для студентов.

Анализ итогов проведенных семинаров позволил сделать вывод о необходимости создания методических материалов для преподавателей ННГАСУ, внедряющих технологии электронного обучения в образовательный процесс вуза, но не имевших возможности посетить обучающие семинары. Для них были выпущены методические указания «Создание электронных курсов в системе дистанционного обучения Moodle» и разработан электронный курс «Основы работы в системе дистанционного обучения Moodle», доступный зарегистрированным пользователям системы [1].

На сегодняшний день в ННГАСУ создано 78 курсов в системе Moodle, из них 20 методических и 58 учебных курсов.