Специфика использования технологий дистанционного обучения для старейших университетов
В настоящее время в высшем образовании происходит переход от господствовавшего более пятисот лет группового способа обучения с различными вариациями классно-урочной системы к коллективному обучению по индивидуальным программам. Дистанционное обучение является одним из ведущих трендов этой революции.
При этом с одной стороны, студенты массово выбирают обучение онлайн, и университеты, являющиеся лидерами высшего образования, должны поддерживать качество результатов дистанционного обучения. С другой стороны, одной из функций современного университета является обеспечение доступа к обучению всех желающих, включая системы непрерывного обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации. И для решения данных задач без развития систем дистанционного обучения обойтись невозможно.
Система дистанционного обучения (СДО), используемая на механико-математическом факультете Московского государственного университета [1, 2] – это комплексная организационная, информационная и коммуникационная система, предназначенная для поддержки, обеспечения и управления образовательными процессами на базе современных компьютерных и коммуникационных технологий.
СДО разрабатывалась для:
– создания сети современных дистанционных образовательных курсов, модулей и программ Московского университета;
– осуществления интерактивного взаимодействия ведущих профессоров и преподавателей МГУ со студентами, аспирантами, абитуриентами посредством сети Internet;
– использования школьниками и слушателями подготовительных отделений в рамках программы «МГУ-школе» [3].
Московский государственный университет относится к группе старейших университетов, поэтому при создании СДО особое внимание было уделено согласованию особенностей традиционной университетской системы образования и технологиями дистанционного обучения.
В частности, большое внимание при разработке СДО было уделено контрольным заданиям, которые в отличие от онлайн тестов позволяют вести диалог между студентом и преподавателем, а не между студентом и СДО.
Отметим, что в СДО поддерживается язык, близкий по возможностям к языку TeX, и wiki-разметка. Это позволяет как преподавателю, так и студенту, общаться не только с помощью графических копий заданий/решений, а вести диалог через СДО напрямую, например, набирая математические формулы в окне ввода.
Еще одной особенностью СДО можно считать такие коммуникационные возможности как внутренняя электронная почта и внутренний форум, где модераторами являются преподаватели. Таким образом, студент не оказывается один на один с учебным контентом, а его учебная деятельность корректируется преподавателем.
Также в рамках комплекса дистанционного обучения разработана технология использования интерактивных досок для проведения дистанционных семинаров (вебинаров) [3], позволяющая полностью повторить схему проведения классического семинара, когда доска используется одновременно и преподавателем, и слушателями. Предложенная схема хорошо подходит для проведения вебинаров между оборудованными классами (например, между вузом и филиалом). В случае отсутствия интерактивной доски можно использовать планшеты с сенсорным экраном. Важным преимуществом предложенного решения является возможность работы с каналами низкой пропускной способности, что делает эту технологию доступной для максимально широкой аудитории.
- Главацкий С.Т. Разработка учебных курсов в системе дистанционного обучения МГУ. Стандарт SCORM / Главацкий С.Т., Адрианов Н.М., Бурыкин И.Г., Иванов А.Б., Одинцов А.А. // М.: Издательство Московского университета, 2007.–128 с.
- Главацкий С., Бурыкин И. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения МГУ. - Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. - 156 с.
- Главацкий С. Использование инновационных технологий электронного обучения для программы "МГУ-школе" / Главацкий С., Адрианов Н., Бурыкин И., Иванов А., Одинцов А. // Международная конференция ИИТО-2012 "ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества", 13-14 ноября 2012 г., г. Москва, Россия. - M: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. - С. 109-112.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Ключевые слова | дистанционное обучение, интерактивная доска |