ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ



Автор: Мирзоев Махмашариф Сайфович, кандидат педагогических наук, доцент
Московский педагогический государственный универсистет
В работе отражено эффективное использование ИКТ в организации электронного обучения, как педагогическое условие саморазвития, самосовершенствования учащихся.

В условиях реализации новых федеральных образовательных стандартов одним из главных требований концепции современного образования является поиск путей организации самостоятельной деятельности учащихся. Основные результаты обучения (личностные, предметные и метапредметные) достигаются путем самостоятельной деятельности учащихся.  Серьезные изменения в современной школе происходят в организации процесса обучения, поскольку обучение это один из оптимальных способов социальной адаптации учащихся к современной жизни. [1].

В настоящее  время можно выделить три основных способа организации обучения:

 - по заранее фиксированной «программе» обучения - традиционная  организация  обучения:  аудиторная  форма,  повсеместно распространенная в настоящее время;

 - более свободное, безпрограммное  обучение «по Пиаже», переложенное  по  отношению  к математике и информатике его учеником С.Пейпертом, отстаивающим идею обучения через предоставление учащимся возможности самим создавать интеллектуальные структуры,  которые могут оцениваться преподавателем;

- электронное обучение (E-learning) - система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий.

Эффективное использование ИКТ позволяет учителю организовать такой познавательный процесс, при котором основной формой учебной работы становится самостоятельная работа учащихся.

В дальнейшем под информационно-образовательной средой (ИОС) современной школы будем понимать часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида (А.Л. Семенов и др.). Вид этой деятельности определяет характер информационной среды.

Информационная образовательная среда  современной школы характеризуется: материальным обеспечением, информационным обеспечением, коммуникативным обеспечением [2].

При создании ИОС школы, нацеленную на развитие самостоятельной деятельности учащихся, нами учитываются следующие принципы: открытость; структурная избыточность информации; интегрированность;  нелинейность ИОС [3].

Одним из путей создания и организации электронного обучения школьных предметов является электронная система «Moodle» (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения), в рамках портала дистанционной поддержки образовательного процесса школы. Система Moodleносит многофункциональный характер. В рамках этой системы нами разработан электронный курс «Элементы комбинаторики» для старшеклассников. Электронное обучение в рамках этого курса направлено на развитие:

- культуры мышления;

- умения применять математические знания в реальной ситуации;

- умения строить и интерпретировать математические модели.

Электронная форма обучения предполагает также дополнительные компоненты модульного курса: компьютерные тестирующие и контролирующие программы, позволяющие определить начальный уровень подготовки и взять на себя рутинную часть выходного контроля; материалы, транслируемые по телекоммуникационным каналам; учебные материалы, потребность в которых возникает по мере изучения блока математических дисциплин.

Наличие всех вышеперечисленных компонентов позволяет обеспечить высокий уровень самостоятельной работы учащихся и ее эффективности.

Наиболее значимые качества электронного обучения:

- удаленный доступ (приобрести знания дистанционно);

- индивидуальная траектория обучения (возможность заниматься индивидуально в удобное время);

-   самостоятельное обучение (самосовершенствование);

- контроль результатов обучения (регулярно и систематично контролировать свои успехи) и др.

Для устойчивости мотивации и творческих потребностей школьников при изучении школьных предметов математики и информатики, мы считаем необходимым в психолого-педагогический аспект электронного обучения, включить мотивационно-эстетический компонент. Средствами создания такого компонента могут выступать системы математических, комбинаторных, логических и информационных задач с разным уровнем сложности, интерактивные формы подачи математических задач, форма организации обучения школьных учебных предметов, а также методы усвоения (проблемный, исследовательский, проектный, эвристический, поисково-рефлексивный и т.д.) учебного материала.

Таким образом, эффективное использование ИКТ в электронной форме обучения блоку математических дисциплин создает благоприятные условия для организации творческой формы учебного процесса, при которой школьники получают возможность постоянного саморазвития и самооценки. При этом педагогические программные средства (ППС) дают возможность представлять любое действие в развернутой форме, показать его результат, условия выполнения, фиксировать промежуточные пооперационные результаты, интерпретировать и оценивать каждый шаг по решению задачи и т.д.

Таким образом, электронная форма обучения, в отличие от традиционного обучения, обеспечивает самые широкие возможности по организации и контролю над деятельностью школьника, поскольку ППС позволяют осуществлять итоговый и пооперационный контроль, накапливать итоговую информацию, относящуюся как к отдельному школьнику, так и к группе в целом.

Несмотря на актуальность электронного обучения в современной школе, нам кажется, учебный процесс должен в себе органически соединять    основные элементы из всех трех  форм обучения, что будет способствовать наилучшему усвоению учащимися учебного материала и получению  им общеучебных, общекультурных компетенций. Нельзя полностью исключить из образования традиционные формы обучения, но надо стараться  от  информационной  ориентации  переходить  к личностной  и  преодолевать  большую  инертность  традиционного   обучения   в преподаваемых  дисциплинах, опираясь на возможности  электронного обучения и используя важный принцип обучения по Ж.Пиаже, который предполагает наибольшую самостоятельность и активность учащихся.  

Список использованных источников
  1. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.
  2. Бешенков С.А., Шутикова М.И. Информатизация системы управления учебным процессом /Информационные технологии в управлении университетом. – Тамбов. - 2006.- С. 121-123.
  3. Матросов В.Л., Жданов С.А. Каракозов С.Д. Перспективы развития предметной подготовки учителей информатики в стандартах третьего поколения. //http//rsi.altai.fio.ru/2006/.
  4. Мирзоев М.С. Элементы комбинаторики. – М, 2013 /Интранет сайт (и DVD-версия).
Тип выступления  Стендовый доклад
Ключевые слова  электронное обучение, самостоятельная деятельность, ИКТ, Moodle, ФГОС