ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В условиях реализации новых федеральных образовательных стандартов одним из главных требований концепции современного образования является поиск путей организации самостоятельной деятельности учащихся. Основные результаты обучения (личностные, предметные и метапредметные) достигаются путем самостоятельной деятельности учащихся. Серьезные изменения в современной школе происходят в организации процесса обучения, поскольку обучение это один из оптимальных способов социальной адаптации учащихся к современной жизни. [1].
В настоящее время можно выделить три основных способа организации обучения:
- по заранее фиксированной «программе» обучения - традиционная организация обучения: аудиторная форма, повсеместно распространенная в настоящее время;
- более свободное, безпрограммное обучение «по Пиаже», переложенное по отношению к математике и информатике его учеником С.Пейпертом, отстаивающим идею обучения через предоставление учащимся возможности самим создавать интеллектуальные структуры, которые могут оцениваться преподавателем;
- электронное обучение (E-learning) - система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий.
Эффективное использование ИКТ позволяет учителю организовать такой познавательный процесс, при котором основной формой учебной работы становится самостоятельная работа учащихся.
В дальнейшем под информационно-образовательной средой (ИОС) современной школы будем понимать часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида (А.Л. Семенов и др.). Вид этой деятельности определяет характер информационной среды.
Информационная образовательная среда современной школы характеризуется: материальным обеспечением, информационным обеспечением, коммуникативным обеспечением [2].
При создании ИОС школы, нацеленную на развитие самостоятельной деятельности учащихся, нами учитываются следующие принципы: открытость; структурная избыточность информации; интегрированность; нелинейность ИОС [3].
Одним из путей создания и организации электронного обучения школьных предметов является электронная система «Moodle» (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения), в рамках портала дистанционной поддержки образовательного процесса школы. Система Moodleносит многофункциональный характер. В рамках этой системы нами разработан электронный курс «Элементы комбинаторики» для старшеклассников. Электронное обучение в рамках этого курса направлено на развитие:
- культуры мышления;
- умения применять математические знания в реальной ситуации;
- умения строить и интерпретировать математические модели.
Электронная форма обучения предполагает также дополнительные компоненты модульного курса: компьютерные тестирующие и контролирующие программы, позволяющие определить начальный уровень подготовки и взять на себя рутинную часть выходного контроля; материалы, транслируемые по телекоммуникационным каналам; учебные материалы, потребность в которых возникает по мере изучения блока математических дисциплин.
Наличие всех вышеперечисленных компонентов позволяет обеспечить высокий уровень самостоятельной работы учащихся и ее эффективности.
Наиболее значимые качества электронного обучения:
- удаленный доступ (приобрести знания дистанционно);
- индивидуальная траектория обучения (возможность заниматься индивидуально в удобное время);
- самостоятельное обучение (самосовершенствование);
- контроль результатов обучения (регулярно и систематично контролировать свои успехи) и др.
Для устойчивости мотивации и творческих потребностей школьников при изучении школьных предметов математики и информатики, мы считаем необходимым в психолого-педагогический аспект электронного обучения, включить мотивационно-эстетический компонент. Средствами создания такого компонента могут выступать системы математических, комбинаторных, логических и информационных задач с разным уровнем сложности, интерактивные формы подачи математических задач, форма организации обучения школьных учебных предметов, а также методы усвоения (проблемный, исследовательский, проектный, эвристический, поисково-рефлексивный и т.д.) учебного материала.
Таким образом, эффективное использование ИКТ в электронной форме обучения блоку математических дисциплин создает благоприятные условия для организации творческой формы учебного процесса, при которой школьники получают возможность постоянного саморазвития и самооценки. При этом педагогические программные средства (ППС) дают возможность представлять любое действие в развернутой форме, показать его результат, условия выполнения, фиксировать промежуточные пооперационные результаты, интерпретировать и оценивать каждый шаг по решению задачи и т.д.
Таким образом, электронная форма обучения, в отличие от традиционного обучения, обеспечивает самые широкие возможности по организации и контролю над деятельностью школьника, поскольку ППС позволяют осуществлять итоговый и пооперационный контроль, накапливать итоговую информацию, относящуюся как к отдельному школьнику, так и к группе в целом.
Несмотря на актуальность электронного обучения в современной школе, нам кажется, учебный процесс должен в себе органически соединять основные элементы из всех трех форм обучения, что будет способствовать наилучшему усвоению учащимися учебного материала и получению им общеучебных, общекультурных компетенций. Нельзя полностью исключить из образования традиционные формы обучения, но надо стараться от информационной ориентации переходить к личностной и преодолевать большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах, опираясь на возможности электронного обучения и используя важный принцип обучения по Ж.Пиаже, который предполагает наибольшую самостоятельность и активность учащихся.
- Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.
- Бешенков С.А., Шутикова М.И. Информатизация системы управления учебным процессом /Информационные технологии в управлении университетом. – Тамбов. - 2006.- С. 121-123.
- Матросов В.Л., Жданов С.А. Каракозов С.Д. Перспективы развития предметной подготовки учителей информатики в стандартах третьего поколения. //http//rsi.altai.fio.ru/2006/.
- Мирзоев М.С. Элементы комбинаторики. – М, 2013 /Интранет сайт (и DVD-версия).
Тип выступления | Стендовый доклад |
Ключевые слова | электронное обучение, самостоятельная деятельность, ИКТ, Moodle, ФГОС |