Преподавание IT-дисциплин на основе использования системы Moodle
Использование e-learning при обучении студентов информационным технологиям является совершенно естественным, поскольку в этом случае компьютеры в учебном классе при проведении лабораторных занятий выступают как в качестве лабораторного оборудования, так и в качестве средства организации учебного процесса. Удобным инструментальным средством при этом выступает широко распространенная система Moodle, обладающая рядом свойств, облегчающих деятельность преподавателя. Ее применение позволяет заметно сгладить эффект неравномерности академической активности студентов в течение семестра. Учебная дисциплина разбивается на небольшие темы, изучение каждой из которых должно быть завершено к заданному сроку, причем каждой теме соответствует лабораторная работа, которая может быть выполнена в течение одного или двух лабораторных занятий. Если студент не успевает выполнить в срок предложенное задание, ему предоставляется некоторый период (обычно 1-2 недели), в течение которого он может завершить задание самостоятельно, используя возможность доступа к Moodle с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.
Особенностью проведения лабораторных занятий по компьютерным дисциплинам является то, что задания, предлагаемые студентам, могут быть легко персонализированы при сохранении общей их структуры. Так, в курсе «Базы данных» при построении небольших информационных систем для каждого студента нормируются имена используемых объектов: таблиц, программных модулей и т.д. Тем самым студенты должны создавать систему, с одной стороны, индивидуальную, а с другой – аналогичную всем остальным. Это заметно облегчает работу преподавателя по проверке выполненных заданий.
При формировании заданий оказывается полезным использовать подход программированного обучения, разбивая задание на мелкие шаги, оставляя в то же время студентам возможности как для самостоятельного решения небольших проблем, так и для проявления творческих способностей, например, в реализации пользовательского интерфейса.
Упомянутая недоопределенность заданий позволяет заметно поднять заинтересованность студентов в их выполнении: с одной стороны это вызывает соревновательный дух с целью получения лучшего результата, а с другой, – при возникновении тех или иных проблем – формирование мини-групп (обычно устойчивых) для активного обсуждения этих проблем.
Надо отметить, что в условиях неограниченного доступа к информации, предоставляемой сетью Интернет, оказывается весьма значительной роль преподавателя. На его плечи ложится необходимость демонстрировать студентам методически правильный подход к изучаемой дисциплине и обработке извлекаемых из сети сведений.
Опыт проведения лабораторных занятий по дисциплине «Базы данных» с использованием системы Moodle показал, что на ее основе достаточно просто готовятся и, что еще более важно, модифицируются соответствующие учебно-методические материалы. Это особенно важно в преподавании компьютерных дисциплин, содержание которых изменяется весьма быстрыми темпами.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Ключевые слова | Moodle, компьютерные дисциплины, лабораторные занятия, программированное обучение |