К вопросу об интеграции социальных сетей в систему образования и подготовки специалистов
В докладе рассматривается развитие понятия "социальная сеть" и основные характеристики и классификации социальных сетей, наиболее популярных в России. Приводятся результаты опроса пользователей в сети Интернет 2008 и 2013 годов по предпочтениям в выборе инструмента сетевого общения в зависимости от возраста.
В докладе проводится анализ педагогических возможностей и функций социальных сетей в системе образования и подготовки специалистов. Представлены результаты опроса пользователей о воспитывающем воздействии социальных сетей и целей общения в сети, о соблюдении сетевого этикета. По результатам проведенных опросов делается вывод о том, что социальные сети становятся заметным механизмом в системе социализации молодежи, а система образования должна ответить на этот вызов.
Присутствие университетов в социальных сетях носит в большей мере рекламно-информационный характер, теоретические вопросы использования социальных сетей в образовании проработаны недостаточно. Это особенно важно в условиях развития системы реализации образовательных программ в сетевой форме, которая направлена в сторону удовлетворения потребностей человека в реализации индивидуализированного образовательного маршрута, не привязанного к одному вузу. Вероятно, использование социальных сетей может способствовать процессу плавного перехода от учебно-познавательной к профессионально-ориентированной деятельности.
Необходимо обратить внимание на существенное влияние социальных сетей на систему образования России через механизмы развития специфических ценностей, свойственных информационному обществу: формирование информационного единства человеческой цивилизации, развитие информационной доступности, появление новых возможностей для развития самого человека и др. Эти изменения оказывают заметное, хоть и опосредованное, влияние на различные категории обучающихся, использующих социальные сети для разных целей. В качестве примера в докладе приводятся результаты опроса пользователей социальных сетей по использованию ими экспертных сетей.
Актуальным становится определение специфических проблем, которые появляются с активным развитием социальных сетей, и которые система образования должна учитывать: это проблема информационного неравенства, усугубление процесса принятия решений из-за увеличения числа возможных альтернатив, новые условия манипуляции сознаниями людей, новые возможности для информационной преступности против личности, государства, общества и многие другие.
В связи с развитием социальных сетей у системы образования и подготовки специалистов появляются новые задачи. Такие как: необходимость формирования сетевой и информационной этики, поиск стиля человеческого общения, публичного диалога в сети, выработка этических стандартов поведения.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Ключевые слова | социальные сети, педагогические возможности, влияние на систему образования и подготовки специалистов |