Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 74 Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан



Автор:

Эффективное дистанционное обучение невозможно без совершенствования систем электронного обучения (СЭО). Но большое число педагогов считают неэффективным их применение в учебном процессе по ряду причин, в основном связанных с несовершенством механизмов управления обучением, невысокой достоверности оценок результатов обучения при высокой трудоемкости разработки электронных курсов. Таким образом, для достижения высокого уровня эффективности электронного обучения необходимо совершенствование механизмов управления обучением и контролем знаний в СЭО. 

Обучение является сложноформализуемым процессом с множеством влияющих факторов, что позволяет рассматривать его как процесс управления с обратной связью, формирующей управляющие воздействия на основании результатов контроля состояния знаний обучаемого. Получение их достоверных оценок связано с высокой сложностью объекта измерения – приобретаемых знаний, умений, компетенций обучаемых.

Одной из наиболее важных компонент СЭО является подсистема  хранения учебного контента, которая базируется на предметных знаниях по дисциплине. Важным свойством предметных знаний является их структурированность, что позволяет представлять их в виде формализованных моделей: реляционных, продукционных, фреймовых, формально-логических, семантических сетей и онтологий.

Несмотря на большое количество разработок в этой области, в которых декларированы значительные функциональные возможности, основная масса СЭО обладает рядом типичных недостатков:

-     практическим отсутствием  научно обоснованных методов структурирования учебного материала;

-     полным или частичным отсутствием адаптации к модели обучаемого;

-     ограниченным использованием форм тестовых заданий;

-     полным или частичным отсутствием семантической связи между учебным материалом и тестовыми заданиями, что сказывается на оперативности принимаемых СЭО решений;

-     ограниченными возможностями алгоритмов тестирования, которые чаще всего используют дихотомическую шкалу для оценивания ответов..

Основными направлениями дальнейших исследований в области СЭО являются:

-     новые интеллектуальные модели представления и хранения контента;

-     методы формирования моделей обучаемого и процесса обучения;

-     разработка новых стратегий и методов управления процессом обучения;

-     разработка методов повышения точности и объективности тестового контроля в СЭО, основанных на анализе погрешности измерений для разных типов заданий;

-     разработка методов контроля семантического соответствия элементов контента дисциплины измеряемым в ходе тестирования элементам знаний, умений, навыков.

-     разработка методов объективной оценки сложности контента.

Таким образом, разработка СЭО, которые позволили бы приблизить  процесс электронного обучения к традиционному обучению с преподавателем  и организовать эффективное управление в СЭО,  остается по прежнему актуальной задачей.