ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В СИСТЕМЕ MOODLE



Автор: Нестеров Сергей Александрович, кандидат технических наук, доцент
ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный Политехнический университет"
В докладе рассматриваются средства оценки тестовых заданий, предлагаемые средой дистанционного обучения Moodle. Приводится пример их использования при анализе результатов прохождения тестов студентами.

Использование компьютерных тестов позволяет существенно сократить временные затраты преподавателя на проведение контроля знаний студентов. Но возможность с помощью теста адекватно оценить уровень знаний обучающихся существенным образом зависит от качества используемых тестовых материалов.

Популярная среда дистанционного обучения (СДО) Moodle позволяет оценить качество тестовых заданий на основе анализа статистических показателей, к которым относятся:

- индекс лёгкости, показывающий, какая часть студентов ответила правильно на анализируемый вопрос. Хороший тест должен включать задания разного уровня сложности, но следует избегать заданий с индексом легкости близким или равным  0 и 100%;

- стандартное отклонение, характеризующее разброс значений оценок, полученных за данное задание теста. Если для какого-то задания этот показатель равен 0, это означает, что все тестируемые получили за этот вопрос одинаковую оценку и такой вопрос следует признать неудачным;

- случайно угаданная оценка  – оценка, которую мог бы получить студент при случайном угадывании ответов; используется для заданий, в которых надо выбрать один или несколько вариантов из фиксированного списка;

- намеченный вес – вес, который назначается тестовому заданию при формировании сценария теста. Например, если за одно задание назначено 3 балла из 10 возможных за тест в целом, то намеченный вес составляет 30%;

- эффективный вес характеризует фактическую долю конкретного задания  в итоговой оценке студентов за тест;

- индекс дискриминации и эффективность дифференциации показывают, насколько взаимосвязаны правильность ответа на данный вопрос и остальные вопросы теста. Отрицательное значение показателей указывает на то, что  задание неудачное.

Анализ перечисленных статистических параметров позволяет преподавателю выявить неудачные задания и откорректировать или заменить их в тесте [1,2]. При этом необходимо учитывать и уровень подготовки тестируемых студентов, который может быть оценен преподавателем по итогам работы в течение учебного семестра.

На кафедре «Системный анализ и управление» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета проводилось тестирование двух групп студентов с разным уровнем подготовки по дисциплине «Администрирование в информационных системах» с использованием СДО Moodle. Из 87 тестовых заданий в использованном банке вопросов, индекс легкости равный 100% в случае «сильной» группы студентов получился у 47 заданий, у более «слабой» группы  – только у двух заданий. Если формально подойти к анализу теста, используя результаты только первой группы, следовало бы забраковать больше половины тестовых заданий, что было бы неправильно.  

Подобная ситуация, когда большинство студентов из группы заслуживает отличной оценки, нередко встречается на практике. Таким образом, несмотря на важность и удобство использования статистических параметров при оценке качества тестовых заданий, также должна учитываться и предварительная оценка уровня подготовки студентов. 

Список использованных источников
  1. Коржик И.А., Протасова И.В., Толстобров А.П. Тестовая система Moodle и качество тестовых заданий. // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сборник избранных трудов VII Международной научно-практической конференции. – М.: ИНТУИТ.РУ, 2012. – C. 187-196.
  2. Нестеров С.А., Сметанина М.В. Оценка качества тестовых заданий средствами среды дистанционного обучения MOODLE // Научно-технические ведомости СПбГПУ. № 5 (181) 2013. С.87-92 . СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2013.
Тип выступления  Устное выступление
Ключевые слова  оценка тестов, компьютерное тестирование, дистанционное обучение