Дистанционные образовательные технологии в обучении детей с ОВЗ.
Одной из важнейших задач развития современного информационного общества является развитие дистанционного образования. В национальном проекте «Образование» подчеркивается, что особую актуальность дистанционные технологии представляют для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В городском округе Тольятти реализуется городской проект по организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Цели проекта – обеспечение доступного качественного образования для учащихся с ОВЗ, создание системы, обеспечивающей процесс индивидуального обучения детей с использованием информационных технологий, апробирование ДОТ в системе образования города, развитие сферы использования информационных технологий в процессе обучения.
МБУ школа №32 г.о.Тольятти вступила в проект в 2010году. На 2009-2010 учебный год в школе было 10 учащихся – инвалидов, обучающихся по индивидуальной программе на дому, которые получили по целевой программе комплект технического и программного обеспечения. Педагоги школы предварительно прошли обучение по программе «Дистанционные образовательные технологии для учащихся с ОВЗ». Каждым педагогом разработан и апробирован индивидуальный обучающий курс в системе дистанционного обучения MOODLE. Используя дистанционные технологии педагоги применяют разнообразные формы работы с детьми, среди которых Skype-занятия, web-занятия, где ребята самостоятельно изучают образовательный ресурс, выполняют задания, а педагог его проверяет и дает обязательную рецензию выполненному заданию при личной встрече. Ученики постоянно выступают в активной роли. Формы обучения каждого урока соответствуют особенностям восприятия и мыслительной деятельности детей, целям и задачам конкретных занятий.
При такой организации дистанционного обучения реализуется индивидуальная образовательная траектория каждого ученика. Объем учебных занятий, их содержание и темп прохождения дозируется строго индивидуально. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.Задача учителя – не передать ученику определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Таким образом, создание информационно-образовательной среды обеспечивает доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями и способствует социальной коммуникации и адаптации. Данная модель позволяет включать в систему ДО детей-инвалидов дошкольного возраста, осуществлять их предшкольную подготовку, проводить коррекционно-развивающие занятия дефектолога и психолога для детей, нуждающихся в специальной помощи.
Возможности дистанционного обучения практически безграничны, виртуальная среда действительно помогает преодолевать барьеры, главное – захотеть их преодолеть. Ведь непреодолимы только те барьеры, которые мы перед собой выдвигаем сами.
- Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2007.
- Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.
- Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008.
- Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., 2007.
- Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия "Дистанционное обучение". [Электронный документ] /
Тип выступления | Стендовый доклад |