Сетевой проект как мотивирующий фактор освоения ИТ в пространстве неформального образования
Концепцией непрерывного образования определяется три вида образовательной деятельности: формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного документа; неформальное образование в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий; информальное образование, индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не всегда имеющая целенаправленный характер [1].
Эффективной формой неформального образования детей и взрослых является их участие в телекоммуникационных проектах. Вслед за Е.С. Полат под сетевым (телекоммуникационным) проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности [2]. Частично сетевой проект можно отнести к информальной подструктуре образования, поскольку в ходе проекта между участниками выстраиваются отношения, выходящие за рамки образовательной деятельности. Особенно ценны такие взаимосвязи между различными поколениями для личностного взаимообогащения, передачи культурных парадигм и снятия возрастных барьеров.
Е.Н. Ястребцева сформулировала основные дидактические требования к сетевому проекту: обсуждение проблем в реальных условиях с разных точек зрения; аргументированность выводов; осмысленное и активное использование интернета; самостоятельная и ответственная индивидуальная и групповая работа; работа с информацией на разных носителях; возможность выполнять разные социальные роли и др. [3].
На региональном сайте проектной деятельности «WikiВладимир» регулярно проводятся сетевые телекоммуникационные проекты для школьных команд, педагогов и родителей. Основные принципы: наличие интернет-площадки (сайта, портала), открытость, модерация проекта и экспертиза результатов, добровольность участия, соблюдение условий и сроков, правил сетевого этикета, этики, информационной безопасности и пр. Мотивирующим фактором является возможность получения сертификата (диплома), выданного институтом повышения квалификации.
1 этап.Определение темы, целевой аудитории и разработка целевых установок проекта (цели и вопросов, направляющих проект). Определить актуальность темы помогает предварительное изучение ситуации (анкетирование, собеседование, анализ блогов и форумов и пр.). Мотивирующим фактором является название проекта: яркое, метафоричное, запоминающееся, например, «Даешь ИКТ в детский сад!», «Учить дистанционно? Легко!» и др.
2 этап.Определение структуры (основных модулей-этапов) и сроков проекта. Каждый этап содержит задания, оцениваемых экспертами по определенным заранее критериям.
3 этап.Выбор сетевой площадки и основных веб-инструментов для организации и проведения проекта. Для размещения заданий, сбора результатов, общения участников с модераторами и между собой могут быть использованы Google-среда (документы совместного редактирования, формы, блог, сайт и др.), медиавики и др.
4 этап. Информационная кампания о проекте– размещение информации на сайтах, рассылка по электронной почте, в социальных сетях.
5 этап. Проведение проекта в соответствии с модульной структурой.
1. Мотивационный модуль(оценка стартового уровня участников, осознать мотивы участия в проекте, открыть новые грани проблемы, уточнить цели и задачи проекта, содержательное наполнение модулей, наладить личные связи.
2. Информационный модуль–поиск, отбор, анализ и презентация (визуализация) информации по теме проекта (аннотирование веб-ресурсов, освоение сервисов Веб 2.0, в том числе в группах).
3. Практический модульиндивидуальная, коллективная, групповая формы работы (виртуальный тренинг, мастер-класс, создание текстов и медиапродуктов).
4. Рефлексивный модуль –осмысление опыта проектной деятельности, осознание проблем и способов их преодоления, анализ новых личностных приращений (твиттер-рефлексия, вопросы в блоге, онлайн-анкетирование).
6 этап (факультативный). Организация очных встреч участников– семинаров, форумов, конференций, слетов, вебинаров.
Таким образом, опыт показал, что участие обучающихся, педагогов и родителей в региональных телекоммуникационных проектах является результативной формой неформального и информального образования, позволяет участникам на практике применять знания и умения, в т.ч. в сфере использования ИТ-инструментов, полученные в рамках формального образования, помогает определить стратегии саморазвития, способствует развитию навыков продуктивного сотрудничества, совершенствованию информационной, коммуникативной и рефлексивной культуры человека 21 века.
- Меморандум непрерывного образования Европейского Союза; URL: www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 12.02.2014).
- Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.
- Ястребцева, Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. - М., 2001.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Ключевые слова | непрерывное образование, неформальное образование, сетевой телекоммуникационный проект, мотивация к изучению ИТ |