Опыт разработки и преподавания курса «Основы автоматизированного проектирования» в педагогическом вузе
Инновационное развитие экономики страны предполагает формирование класса современных инженеров в различных отраслях промышленности. Однако проблема заключается в том, что конкурс на технические специальности в большинстве вузов практически отсутствует. Это является следствием устоявшегося штампа в общественном сознании, связанного с якобы «непрестижностью» профессии инженера, невозможностью получать достойную заработную плату, отсутствием перспектив развития и рутинным характером работы. Несмотря на то, что большинство этих представлений имеют мало общего с действительностью, они зачастую оказывают решающее влияние на выбор школьниками будущей профессии.
Одним из шагов, способных заинтересовать учащихся школ инженерным творчеством, является их знакомство с системами автоматизированного проектирования (САПР). Важную роль в этом должны сыграть учителя информатики, поскольку автоматизированное проектирование является одним из ее направлений, которое способно занять достойное место в авторских курсах будущих учителей. Исходя из этого, на кафедре информатики Московского государственного областного социально-гуманитарного института в учебный план подготовки учителей информатики был введен специальный курс «Основы автоматизированного проектирования». Главная его задача состоит в том, чтобы показать увлекательный творческий процесс создания новых изделий в САПР, освоить который вполне по силам ученикам старших классов.
Практическая часть курса включает в себя выполнение заданий по моделированию наиболее «зрелищных» операций автоматизированного проектирования – построение трехмерных моделей деталей, сборочных единиц и механизмов, а также изготовление деталей на современных станках.
Для студентов, проявляющих интерес к автоматизации проектирования, разработаны задания повышенной сложности:
· моделирование деталей сложной геометрической формы;
· моделирование многоэлементных сборочных единиц и механизмов;
· инженерно-художественное и архитектурно-строительное проектирование;
· разработка специализированных подсистем САПР и их интеграция с базовой системой.
При изучении курса широко применяется технология модульного обучения, которая позволяет обеспечить целостность в реализации задач обучения при значительном увеличении самостоятельности студентов при нахождении необходимых знаний для выполнения практических работ. Существенным ее достоинством является обеспечение образовательных возможностей каждого студента в соответствии с его потребностями.
Практика обучения будущих учителей информатики основам автоматизированного проектирования показала, что студенты заинтересованно относятся к новому предмету, что позволяет надеяться на активное применение ими полученных знаний и навыков в будущей профессиональной деятельности.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Ключевые слова | информатика, автоматизированное проектирование, профориентация |