Методика учебного проектирования в процессе обучения информатике на углубленном уровне в старших классах



Автор: Семакин Игорь Геннадьевич, доктор педагогических наук, профессор, медаль Ушинского
Пермский государственный национальный исследовательский университет
В докладе анализируется значение проектной методики обучения углубленному курсу информатики в старших классах для реализации целей, сформулированных в ФГОС, а также ориентации выпускников школы на продолжение обучения и профессиональную деятельность в ИТ-отрасли.

Обучение информатике на углубленном уровне в старших классах должно решать профориентационную задачу:  мотивировать и готовить выпускников школы к продолжению образования  и дальнейшую профессиональную деятельность в области информатики и ИКТ.

Наиболее комплексным подходом к достижению поставленных целей является применение проектной методики обучения. Основная идея состоит в том, чтобы методика учебного проектирования при изучении информатики на углубленном уровне была приближена к модели производственной деятельности в ИТ-отрасли, представленной в статье [1].

Проектом называется ограниченная во времени целенаправленная деятельность, результатом которой является новый, общественно-значимый продукт.  Учебный проект, так же как производственная деятельность, направлен на результат, получаемый  при решении человеком (учеником) значимой для него практической или теоретической проблемы. Результат проектной деятельности представляется в виде некоторого конечного продукта, материального или информационного. При этом используются приобретённые ранее знания и умения, извлекаются из разных источников новые знания, и осваиваются необходимые способы действия.

В ходе реализации проекта изменяется уровень взаимоотношения учителя и ученика. Учитель организует познавательную исследовательскую деятельность своих учеников, является компетентным помощником и консультантом. Он вместе с учащимися находится в поиске наибо­лее эффективных путей усвоения знаний, поощряет продуктивные способы организации работы, сти­мулирует учащихся к рефлексии своей деятельности, осознанию ошибок, их причин, обсуж­дает меры их устранения.

Важнейшим этапом реализации проекта является педагогическая рефлексия, которая должна ответить на вопросы: достигнута ли цель, которую учитель ставил  перед инициированием проекта, все ли педагогические задачи решены, развитию каких конкретных знаний, умений и  личностных качеств каждого ученика следует в дальнейшем уделить внимание.

Учебное проектирование активно используется в методической системе обучения углубленному курсу информатики на базе УМК, разработанного с участием автора доклада, включающего учебники [2], [3] и компьютерный практикум [4]".

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант 13-06-00180."

Список использованных источников
  1. Семакин И.Г., Мартынова И.Н. Личностные и метапредметные результаты обучения информатике на профильном уровне. Информатика и образование, 2012, №2, с.34-39.
  2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. . Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч.. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шестакова Л.В.. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: 2 ч. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. Информатика. Углубленный уровень. Практикум для 10-11 классов: в 2 ч. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Тип выступления  Устное выступление