Методика учебного проектирования в процессе обучения информатике на углубленном уровне в старших классах
Обучение информатике на углубленном уровне в старших классах должно решать профориентационную задачу: мотивировать и готовить выпускников школы к продолжению образования и дальнейшую профессиональную деятельность в области информатики и ИКТ.
Наиболее комплексным подходом к достижению поставленных целей является применение проектной методики обучения. Основная идея состоит в том, чтобы методика учебного проектирования при изучении информатики на углубленном уровне была приближена к модели производственной деятельности в ИТ-отрасли, представленной в статье [1].
Проектом называется ограниченная во времени целенаправленная деятельность, результатом которой является новый, общественно-значимый продукт. Учебный проект, так же как производственная деятельность, направлен на результат, получаемый при решении человеком (учеником) значимой для него практической или теоретической проблемы. Результат проектной деятельности представляется в виде некоторого конечного продукта, материального или информационного. При этом используются приобретённые ранее знания и умения, извлекаются из разных источников новые знания, и осваиваются необходимые способы действия.
В ходе реализации проекта изменяется уровень взаимоотношения учителя и ученика. Учитель организует познавательную исследовательскую деятельность своих учеников, является компетентным помощником и консультантом. Он вместе с учащимися находится в поиске наиболее эффективных путей усвоения знаний, поощряет продуктивные способы организации работы, стимулирует учащихся к рефлексии своей деятельности, осознанию ошибок, их причин, обсуждает меры их устранения.
Важнейшим этапом реализации проекта является педагогическая рефлексия, которая должна ответить на вопросы: достигнута ли цель, которую учитель ставил перед инициированием проекта, все ли педагогические задачи решены, развитию каких конкретных знаний, умений и личностных качеств каждого ученика следует в дальнейшем уделить внимание.
Учебное проектирование активно используется в методической системе обучения углубленному курсу информатики на базе УМК, разработанного с участием автора доклада, включающего учебники [2], [3] и компьютерный практикум [4]".
Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант 13-06-00180."
- Семакин И.Г., Мартынова И.Н. Личностные и метапредметные результаты обучения информатике на профильном уровне. Информатика и образование, 2012, №2, с.34-39.
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. . Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч.. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шестакова Л.В.. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: 2 ч. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. Информатика. Углубленный уровень. Практикум для 10-11 классов: в 2 ч. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Тип выступления | Устное выступление |