Информатика на занятиях внеурочной деятельности в современной начальной школе



МБУ школа № 32 г.о. Тольятти
В статье предлагается внедрение рабочей программы внеурочной деятельности «Компьютерная графика» в 1-4 классах, которая направлена на развитие творческих способностей и приобщение детей к художественной культуре, используя компьютер как инструмент. Здесь выполняются цели, как духовно-нравственного воспитания школьника, так и цели, поставленные перед предметом «информатика» в начальной школе.

Для современных детей гаджеты превратились в нянек и в лучших друзей. В их распоряжении огромный информационный простор: несколько сотен телевизионных каналов, тысячи радиостанций, вещающих в онлайн со всего мира, миллиарды страниц интернет. Внастоящее время уже нет необходимости прививать интерес детей к информационным технологиям, так как новое поколение полностью погружено в оцифрованный мир. В связи этим в современной начальной школе ставятся цели и задачи, которые направлены на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Перед учителями информатики стоит новая задача: задать правильное направление применения информационных технологий в деятельности ребёнка.

Опираясь на требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и на основные цели введения уроков информатики в начальной школе, мною разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Компьютерная графика» для 1-4 классов. Основой данной программы являются авторская программа О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской «Изобразительное искусство» и программа по информатике и ИКТ для четырехлетней начальной школы Горячева А. В. «Общеобразовательная система «Школа 2100».

 Главная задача данного курса - это развитие творческих способностей и приобщение детей к художественной культуре, используя компьютер как инструмент. Здесь выполняются цели, как духовно-нравственного воспитания школьника, так и цели, поставленные перед предметом «информатика» в начальной школе.

 Программа «Компьютерная графика» поможет приобщить детей к художественной культуре, научит видеть прекрасное в жизни и искусстве с помощью компьютера, при этом у ребёнка формируются первичные понятия об информации, ее формах, свойствах, способах представления и обработки; психомоторные и поведенческие навыки общения с компьютером; а также развитие логического и алгоритмического мышления.

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

В материалах для первого и второго классов проводится подготовка к предстоящим в третьем и четвертом классе темам: отрабатываются навыки работы с файлами и папками на компьютере и в графическом редакторе, развивается логическое и творческое мышление детей. На занятиях компьютерной графики применяются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного занятия.

В третьем и четвертом классе обучение  основам компьютерной графики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть.

Таким образом, изучение материала происходит "по спирали" - ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается творческой работой.

При изучении компьютерной графики дети осваивают азы художественного мастерства и расширяют горизонты мировоззрения. По мнению психологов, рисование, как и многие другие виды творчества, способно объединить родителей и детей духовно. Физиологи же, отмечают, что рисование имеет опосредованное воздействие на развитие определенных центров головного мозга. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посетит занятия, свяжет свою жизнь с творчеством, но понимание гармонии цвета пригодиться всем, а навыки работы с компьютером необходимы для дальнейшего обучения в старших классах.

Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Начальное общее
Ключевые слова  внеурочная деятельность, компьютерная графика, духовно-нравственное воспитание