Возможности применения Perceptual Computing в обучении алгоритмике дошкольников и младших школьников



ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова»
В дошкольном возрасте необходимо начинать формировать алгоритмический стиль мышления. Intel Perceptual Computing SDK позволяет добавить к средствам обучения дошкольников основам алгоритмики возможность взаимодействия с помощью голосовых команд, жестов и мимики.

Современному человеку, для того чтобы успешно вписываться в окружающую действительность, необходимо умение использовать компьютер в качестве инструмента для решения собственных задач в любой области. Для этого требуется освоить основные алгоритмические принципы. Имеет смысл начинать образование в этом направлении еще в дошкольном возрасте. В этом возрасте можно и нужно развивать алгоритмический стиль мышления, на данном этапе компьютер является лишь средством обучения, позволяющим сделать процесс интереснее и эфективнее [1].

Особые сложности появляются при выборе средств обучения, подходящих для дошкольников. В этом возрасте большинство детей еще с трудом читают и пишут, или же, не умеют вовсе, поэтому необходимо использовать исполнительные среды, в которых инструкции исполнителя понятны и для ребенка. В настоящее время существуют средства обучения дошкольников основам алгоритмики, например, исполнительная среда ПиктоМир (http://piktomir.ru/), в которой для составления программ используются не текстовые команды, а пиктограммы.

Если пойти дальше, то для детей (и не только) было бы более естественным взаимодействовать с компьютером с помощью голосовых команд, жестов и мимики. Добавить в приложение элементы такого взаимодействия позволяет комплект разработки IntelPerceptualComputingSDKи камера Creative* Senz3D. Данный SDKдоступен для свободного скачивания: http://www.intel.com/software/perceptual.  

Можно выделить несколько путей использования возможностей  Intel Perceptual Computing SDK в образовании дошкольников. Один из путей состоит в использовании среды, аналогичной ПиктоМиру, с добавленными возможностями жестового управления пиктограммами. С другой стороны можно обойтись без пиктограмм, определив набор жестов и задав для каждого жеста определенную команду исполнителя. Оба варианта позволяют избавить ребенка от необходимости сидеть перед компьютером и внести в процесс обучения элементы физкультуры.

С другой стороны, Intel Perceptual Computing SDK позволяет распознавать эмоциональные состояния ребенка, что могло бы дать возможность во время занятий собирать инфомацию для последующего анализа, а также, в случае появления негативных эмоций, предложить педагогусменить деятельность обучающихся.

В настоящее время создается учебный курс для ресурса ИНТУИТ (как продолжение курса "Введение в естественно-интуитивное взаимодействие" http://www.intuit.ru/studies/courses/10619/1103/info) рассматривающий возможности использования Intel Perceptual Computing SDK в разработке приложений в различных сферах деятельности человека. Ведется разработка образовательного приложения, поддерживающего возможности естественно-интуитивного взаимодействия человека с компьютером.

Список использованных источников
  1. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать: Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000
Тип выступления  Устное выступление
Ключевые слова  алгоритмика, дошкольное образование, библиотека Intel Perceptual Computing SDK