Значение и место информатики в современной школе глазами учителя
Информатика, как единственный школьный предмет, появившейся в школе в 80-х годах прошлого века–предмет, место которого в базисном учебном плане школы до сих пор не определено.
Двойственное положение информатики сказывается на поиске ее места в школе. В настоящее время, с введением новых стандартов образования, происходит изменение статуса информатики и меняется её роль и место в школе. Школьная информатика как ни один из предметов, преподаваемых в школе, подвержен изменениям как содержания, так его места в курсе обучения. Так, например, за всю историю преподавания «Информатики» неоднократно изменялось название курса, цели курса (АК – КГ – ИК - ?) и практическое приложение курса.
Содержание предмета многопланово и объемно, как ни одна из других школьных дисциплин. Школьная информатика делиться на: теории информации и информационных технологий. Первая часть - требует серьезного изложения и достаточно глубокого погружения в материал, вторая же способствует в основном обобщению компетенций работы с прикладными программами и операционной системой. Место же в базисном учебном плане школы (8 кл. -1 ч., 9 кл.–2 ч.) не позволяет достаточно глубоко проработать такие разделы информатики как кодирование информации, представление информации, алгоритмизация, программирование и моделирование. Учитель вынужден выбирать между серьезным погружением в предмет за счет игнорирования информационных технологий или же наоборот. Еще одной серьезной проблемой выступает участие в предметных олимпиадах и подготовкой и сдачей ГИА и ЕГЭ по предмету. Содержание выше перечисленных мероприятий носит характер аналитический и предполагает программирование на ЯВУ или ООП, что практически недоступно при данном количестве часов, отводимым на преподавание информатики (на ЕГЭ по математике и информатики отводится одинаковое количество часов, но математику изучают с 1- 11 кл.- 5 ч., информатика 8-11 классы, 1-2 ч.).
Такое положение информатики в школе, по моему мнению, не способствует формированию ни АК, ни ИК учащихся. На данный момент существует попытка разделить основные части пропедевтического курса информатики на информатику и информационные технологии. Может быть, такое разделение должно коснуться всего курса школьной информатики: основы теории информации и алгоритмизацию и программирование оставить в компетенции информатики, а предмет технология в среднем школьном звене заменить информационно - коммуникационными технологиями, так как наше общество становиться все, более информационным и от выпускника требуется владение определенными компетенциями.
Информатика и информационные технологии все шире проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности, без них становиться, не возможно, представить жизнь современного человека, в тоже время информатика молодая наука и вполне объяснимо поиски ее места и содержания в школьном курсе. Её развитие и становление – процесс несомненно противоречивый и актуальный.