Реализация системы профессионального самоопределения через систему профильной и предпрофильной подготовки учащихся на уроках информатики



Автор: Магсумова Эльвира Наилевна, "Лучший учитель ИКТ" 2013
МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №66" Московского района города Казани
В данной статье я попыталась раскрыть вопрос об организации предпрофильной и профильной подготовки учащихся на уроках информатики,. Используя свой педагогический опыт хотелось показать как используя разные формы организации деятельности школьников возможно направить их на раннее профессиональное самоопределение.
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека (Древнеримский философ)

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах. Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам, высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.

С целью подготовки учеников к получению дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий и профессиональному самоопределению в высокоразвитой информационной среде осуществляется обучение на уроках информатики.

Но, как всем хорошо известно, можно иметь достаточно хорошую материальную базу, но не использовать и десятой части ее возможностей. Для формирования мотивации профессионально-жизненного самоопределения я использую разные формы проведения урока. Хочу поделиться своим опытом.

Одной из форм, которую я часто использую на своих уроках -  это  деловая игра. Деловая игра не только оживляет учебный процесс, усиливает интерес ребят к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения ими материала, но и развивает умения и навыки работать в команде, продуктивное мышление, внимание, память, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Игра предоставляет возможность каждому ученику проявить творческие и организаторские способности, что является удовлетворением потребности в самореализации. Таким образом, деловые игры позволяют за короткий срок добиться поставленных целей обучения. При изучении мультимедийных технологий в 8 классе учащиеся примеряют на себе профессию режиссера, оператора, сценариста. Одним из заданий, которые школьники выполняют с интересом, является создание мультимедийного ролика с помощью различных программы.

В 9 классе  при изучении темы «Реляционные базы данных» мне необходимо было подвести практические итоги изучения темы «Системы управления базами данных». Я провожу урок в форме деловой игры под тем же название, что и при изучении текстового редактора «Моя фирма».  Так же в своей практике я использую различные виды компьютерного моделировани, провожу различные элективные курсы.

Тип выступления  Устное выступление
Ключевые слова  профильное образование