ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОРМАТИКА



МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Казани Республики Татарстан
«Если бы логик всегда должен был оставаться логически мыслящей личностью, он бы не стал и не мог бы стать логиком; и если поэт всегда будет только поэтом, без малейшей склонности абстрагировать и рассуждать, никакого следа в поэзии он не оставит». Поль Валери

Учитель вправе самостоятельно конструировать педагогический процесс. При планировании урока информатики я, по возможности, обращаюсь к культурно-историческому, литературному наследию, которое помогает незаметно уяснить важные вещи, касающиеся нашего миропонимания. Интересы детей бывает трудно распознать, а их пробуждению, развитию, совершенствованию природных задатков личности может способствовать знакомство с ярким фактом, книгой.

При изучении темы "Основы логики"формы применения булевой алгебры можно показать на примере анализа фрагментов литературных произведений.

Составить логическое выражение по отрывку из стихотворения А.С. Пушкина "Конь".

"Али я тебя не холю?

Али ешь овса не вволю?

Али сбруя не красна?

Аль поводья не шелковы,

Не серебряны подковы,

Не злачены стремена?"

Записать в виде сложного высказывания обращение ученика к учителю в рассказе Шолома-Алейхема "Мой первый роман": "Вот что: если вы хотите остаться у нас, если вы хотите, чтобы мы стали друзьями, если вы не хотите, чтобы вам пришлось уезжать отсюда, забросьте книги под стол… будем играть в шашки, в "шестьдесят шесть", или – давайте валяться на кроватях и плевать в потолок".

Лейтмотивом урока "Назад, к счётам?"[1] является решение школьниками задачи из рассказа А.П. Чехова "Репетитор". Учащиеся решают задачу на компьютере, устно и на счётах, как один из персонажей рассказа. Урок способствует прочному усвоению изученного материала, а этапом общего умения решать задачи является перевод словесного текста на математический язык.

На уроке "Охотники за тенью"[2] решаются задачи установления связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами и читается отрывок из очерка с натуры "На затмении"В.Г. Короленко. В качестве домашнего задания, помимо информатики, ученик читает данное произведение в полном объёме.

При изучении темы "Табличные вычисления на компьютере"предлагаю учащимся любопытную задачу из романа М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы": "Порфирий Владимирыч сидит у себя в кабинете, исписывая цифирными выкладками листы бумаги... Выходит, однако, немного: всего восемьсот рублей ассигнациями". Предполагая, что Порфирию в момент расчета было 50 лет, и, сделав допущение, что он произвел вычисления правильно, требуется установить, сколько процентов платил в то время ломбард.

При изучении темы "Построение графиков функций в Excel", при построении гиперболы, говорю о применении гиперболы: зеркала, имеющие в сечении форму гипербол, используются в телескопах, в качестве отражателей карманных фонарей и прожекторов. Гиперболические зеркала имеют форму двуполостных гиперболоидов, полученных при вращении гиперболы вокруг её действительной оси. В романе А.Н. Толстого "Гиперболоид инженера Гарина"использовался такой гиперболоид. При вращении гиперболы вокруг мнимой оси получается однополостной гиперболоид. Свойство однополостного гиперболоида было использовано русским инженером Шуховым В.Г. при строительстве радиостанции в Москве (башни Шухова).

Список использованных источников
  1. Осипова А.А. "Назад, к счётам?" // Информатика и образование. 2008. № 9.
  2. Осипова А.А. "Охотники за тенью" // Информатика в школе. 2009. № 8.
Тип выступления  Устное выступление