Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева



Автор:

В 2012 г. издательство БИНОМ выпустило линейку УМК «Информатика. 3-4 класс» коллектива пермских авторов [1,2]. Данный курс (рабочее название «ТРИЗформатика») позиционируется как курс периода перехода от индустриального общества к информационному, прошел экспертизу на соответствие ФГОС и включен в Федеральный перечень учебников.

Переходный период ставит перед образованием две значительные проблемы: проблему перегрузки учащихся и пробелму несоответствия направленности образования, созданного для нужд индустриального общества, требованиям общества информационного. Обе проблемы имеют объективное обоснование. Лавинообразный рост объема знаний, накопленного человечеством в результате развития науки и усложнения окружающего мира, вступает в противоречие с ограниченностью возможности их усвоить. Переход от индустриального общества к информационному требует переориентации образования с репродуктивного на проблемно-исследовательское. В индустриальном обществе работник должен был соблюдать технологию, уметь решать заданный набор стандартных «закрытых» задач с четко определенными входными данными, требуемым результатом и алгоритмом решения. Одни и те же технологии использовались работником многие годы, иногда всю жизнь. Темпы развития информационного общества многократно превосходят темпы развития индустриального.  Полученные работником знания  стремительно устаревают, номенклатура решаемых им задач постоянно меняется, задачи становятся «открытыми», плохо формализованными, имеющими расплывчатую формулировку, множество путей решения, набор возможных результатов, разной степени приемлемости.

В течение долгого времени школа пыталась ответить на эти вызовы экстенсивными методами: увеличением срока обучения, введением новых предметов, сокращением учебных программ. Сейчас ясно, что этот путь ведет в тупик. Необходимы: интенсификация обучения (за то же время давать больший объем знаний), подготовка не репродуктора знаний, а постановщика и решателя задач (причем таких, которые в настоящее время еще и неизвестны), способного самостоятельно учиться всю жизнь.

Для этого ТРИЗформатика предлагает интегрировать традиционный курс информатики с элементами системного анализа, логики и Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Такая интеграция должна постепенно превратить курс информатики в курс «сильного мышления», который даст учащимся инструменты (интеллектуальные и технологические) для освоения всех остальных школьных дисциплин.

Курс строится на базе пяти взаимосвязанных понятий: информация – система – противоречие – алгоритм – компьютер. Курс включает как традиционные вопросы (информация, алгоритмика, ИКТ), так и ряд новаций: систематическое использование понятий системного анализа; освоение и использование понятий и приемов ТРИЗ; обучение структурированию информации, взгляд на информационные хранилища как на системы; изучение начал логики; освоение методики экспериментального исследования мира; систематическое применение в процессе обучения «открытых задач».