Подготовка учащихся средней школы к ЕГЭ по информатике и ИКТ
С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в большинство российских вузов. Несмотря на то, что информатика и ИКТ не является обязательной дисциплиной по которой проводится ГИА, приходится учитывать то, что в соответствии с приказом Минобрнауки России от 28.10.2009 N 505 (ред. от 13.12.2012)1 информатика и ИКТ входит в перечень вступительных испытаний для 129 специальностей высшего образования. Кроме того, ITспециалисты в настоящее время пользуются спросом на рынке труда, а профессии, связанные с IT-технологиями являются наиболее престижными. Поэтому число желающих среди учащихся средних школ сдавать ЕГЭ по информатике и ИКТ будет расти.
Нужно ли готовить учащихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ? Несомненно да. Нужно ли это всем учащимся, получающим полное среднее образование? С одной стороны, далеко не все из них планируют поступление в вузы на специальности, связанные с информатикой и информационными технологиями. При этом далеко не во всех таких вузах результаты ЕГЭ по информатике засчитываются в качестве вступительных. С другой стороны, в современных образовательных стандартах фиксируются результаты обучения, а не содержание. Тогда не должны ли мы в итоге проверять эти результаты? Контрольно-измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ по информатике содержат задачи, которые как раз и позволяют проверить умения учащихся воспроизводить и применять полученные знания по информатике и ИКТ в типичных и нестандартных ситуациях.
Можно ли подготовить учащихся к ЕГЭ по информатике в рамках школьного курса информатики и ИКТ? Ответим вначале на вопрос – что включает в себя готовность учащегося к сдаче ЕГЭ по информатике? Ученые в структуре готовности выделяют различные компоненты: психологический, мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностный (технологический), эмоционально-волевой, рефлексивный и др. Таким образом, учащиеся как минимум должны быть ознакомлены с процедурой ЕГЭ, требованиями, бланками с которыми придется работать и способами их заполнения. Они должны знать структуру КИМ, виды задач и владеть методами их решения, причем не подбирать эти методы, а четко знать какой именно и в каком случае применять, так как время на экзамене является оцениваемым параметром. А для понимания условия задач и овладения методами их решения необходимо владеть необходимыми знаниями. Немало важным фактором для успешной сдачи ЕГЭ по информатике является и знание критериев оценивания работ, особенно третьей части КИМ (задачи С1-С4). Учитывая вышесказанное, а также анализируя программы школьного курса информатики и ИКТ полагаем, что в рамках часов, отводимых на изучение информатики и ИКТ в средней школе полноценно сформировать готовность учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике невозможно. Решить проблему возможно путем разработки и реализации элективных курсов и/или дистанционных курсов в СДО.
Тип выступления | Устное выступление |
Ключевые слова | ЕГЭ, информатика и ИКТ, подготовка, готовность |