Направления совершенствования школьного курса информатики
Ключевая роль отрасли информационных технологий в современном мире определяют актуальность и востребованность фундаментальных и прикладных знаний в области информатики и ИКТ. При этом особое значение приобретает подготовка школьников в данной области, требования к личностным, метапредметным и предметным результатам которой зафиксированы в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Анализ ФГОС основного общего образования позволяет выделить несколько ключевых направлений обучения информатике. Первое из них связано с формированием информационной культуры обучающихся, предполагающей как фундаментальные (информация и информационные процессы, информационное моделирование), так и практико-ориентированные аспекты (информационные технологии и их применение, ИКТ-компетентность). Второе направление (формирование алгоритмической культуры обучающихся) включает изучение таких вопросов как алгоритм и его свойства, логические значения и операции, алгоритмические конструкции и запись с их использованием алгоритмов для конкретного исполнителя; знакомство с одним из языков программирования. При этом алгоритмическая линия подаётся в основной школе с метапредметной точки зрения, обеспечивая обучающихся методологией решения широкого спектра жизненных задач. Можно констатировать, что теоретические аспекты информатики раскрываются в школьном курсе достаточно полно, чему в немалой степени способствует и соответствующая направленность материалов государственной итоговой аттестации выпускников основной и старшей школе.
Иначе обстоит дело с практико-ориентированной составляющей курса. Во-первых, у подавляющего числа старшеклассников низок уровень умений в области базовых информационных технологий (обработка текстовой, графической и мультимедийной информации). Акцент на их развитие путем корректировки, углубления, систематизации и обобщения можно сделать в рамках непрерывного курса информатики в 5-6 классах; закрепление полученных умений, их переход в устойчивые навыки должен происходить в рамках учебной деятельности по всем другим предметам. Во-вторых, в существующих курсах школьной информатики не уделяется должного внимания вопросам информационной этики, информационного права и информационной безопасности – основной составляющей информационной культуры современного человека. В-третьих, в малой степени элективные курсы и курсы внеурочной деятельности ориентированы на знакомство школьников с современными сферами применения информационных технологий (веб-программирование, мультимедиа, суперкомпьютеры, параллельное программирование, облачные технологии и пр.). Работа в данных направлениях позволит вернуть интерес старшеклассников к изучению информатики и сориентировать их на выбор соответствующей сферы профессиональной деятельности.
Тип выступления | Устное выступление |