Решение конференции
Решение XVI Всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации»
Шестнадцатая открытая Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» состоялась 14-15 мая 2018 года в Москве.
Конференция организована Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана и ФУМО ВО по УГСН 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника», при поддержке Министерства образования и науки России и Министерства труда и социальной защиты России.
Цель конференции – обмен передовым опытом взаимодействия университетов и индустрии информационных технологий при участии государства.
К участию в конференции зарегистрировались 639 и приняли очное участие около 400 человек. Среди участников – ведущие преподаватели российских вузов, сотрудники и преподаватели колледжей, учителя информатики и сотрудники школ, представители научных организаций, институтов развития и коммерческих компаний.
На конференции были представлены 3 панельных дискуссии, 2 круглых стола, открытое заседание Федерального УМО по информатике и вычислительной технике, 21 секционный и 21 стендовый доклад.
Партнерами конференции выступили следующие компании-члены АПКИТ: «1С», IBM и КРОК. Партнеры организовали студенческие хакатоны, итоги которых подведены на конференции в формате питч-сессии, и провели мастер-классы.
1. Сохраняя фундаментальные аспекты подготовки специалистов, продолжить усиление практической направленности основных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования в области информатики и вычислительной техники с ориентацией на перспективные требования цифровой экономики.
2. Уделить особое внимание профессиональной ориентации школьников в области ИТ и их мотивации к изучению информатики.
Конференция рекомендует:
Профильным министерствам России и Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:
3. Поддержать увеличение контрольных цифр приема на ИТ-направления подготовки в соответствии с перспективными потребностями цифровой экономики согласно индикаторам программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
4. Совершенствовать законодательную базу с целью большего вовлечения компаний ИТ-отрасли в учебный процесс, обеспечить нормативное регулирование взаимодействия ИТ-компаний и образовательных организаций в вопросах подготовки ИТ-специалистов.
5. Развивать механизмы стимулирования компаний, направляющих своих ИТ-специалистов для профильной преподавательской деятельности в образовательных организациях различных уровней образования – от общего до высшего.
6. При поступлении абитуриентов на специальности бакалавриата в области информатики и вычислительной техники предоставить выбор образовательной организации высшего образования считать вступительное испытание по информатике и ИКТ либо обязательным, либо альтернативным со вступительным испытанием по физике по выбору абитуриента. То есть, во втором случае при поступлении по результатам сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) абитуриент может представить по своему выбору либо результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ, либо по физике.
7. Проработать меры по включению процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в качестве неотъемлемой части государственной аккредитации.
8. Учитывая важность математической подготовки специалистов для цифровой экономики, не снижать уровень подготовки по математике в основном общем образовании, и в положениях ФГОС основного общего образования сохранить условия для математической подготовки на уровне, достаточном для формирования компетенций технического профиля.
9. Разрешить достигшим совершеннолетия студентам проводить занятия в системе дополнительного образования детей в области ИТ-образования с официальным оформлением на работу.
10. С учетом сложившейся в российских школах практики наполнения курса «Технология» в основной школе учебным материалом по ИТ предложить считать этот материал приоритетным вариантом наполнения этого курса в рамках устанавливаемого школой учебного плана.
11. Обратить внимание на необходимость развития сетевых форм взаимодействия между общеобразовательными школами, профильными колледжами и центрами творчества (ЦМИТ, Кванториумы и т.п.) в предметных областях сквозных цифровых технологий.
Федеральным учебно-методическим объединениям при разработке примерных основных образовательных программ:
12. Рекомендовать учесть возможность реализации дисциплин профессионального цикла, проектных форм организации учебного процесса равномерно на протяжении всего периода обучения, с 1 семестра.
13. Рекомендовать акцентировать внимание на необходимости учета трудовых функций профессиональных стандартов всех уровней квалификации до выбранного квалификационного уровня при разработке примерных основных образовательных программ.
14. Включить в обязательную часть примерных основных образовательных программ по направлению «Прикладная информатика» дисциплины, обеспечивающие базовые знания, которые формируют прикладную специфику, в том числе в области экономики и управления организациями.
Образовательным организациям высшего образования:
15. Рекомендовать при разработке основных профессиональных образовательных программ учитывать трудовые функции профессиональных стандартов всех уровней квалификации до выбранного квалификационного уровня.
Образовательным организациям высшего и среднего профессионального образования:
16. Рекомендовать применять критериальную базу компетенций Ворлдскиллс и учесть опыт оценки компетенций по стандартам Ворлдскиллс при проведении демонстрационных экзаменов по образовательным программам в области информатики и вычислительной техники.
17. По мере развития системы независимой оценки квалификаций в области ИТ, рекомендовать студентам и выпускникам по программам в области информатики и вычислительной техники прохождение оценки квалификаций.
18. Обратить внимание на проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области информатики и вычислительной техники с участием экспертного сообщества АПКИТ.
Образовательным организациям среднего профессионального образования:
19. Рекомендовать сочетать процедуры ГИА и/или аттестации по профессиональным модулям с независимой оценкой квалификации, принять участие в соответствующем эксперименте НАРК и СПК-ИТ.
ИТ-индустрии, Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ):
20. Принять активное участие в создании системы описания компетенций цифровой экономики и ее интеграции в национальную систему квалификаций, взаимосвязанную с профессиональными стандартами и образовательными стандартами.
21. Принять активное участие в проработке механизмов стимулирования компаний, направляющих своих ИТ-специалистов для преподавательской деятельности в образовательных организациях.
22. Изучить целесообразность существенного увеличения объема курса информатики в составе образовательной программы основного общего образования с учетом задач цифровой экономики.